- Олег Викторович, многие эксперты сошлись во мнении, что последний съезд «Единой России» в Екатеринбурге по сути оказался предвыборным. С учетом того, что парламентские выборы 2007 года не за горами, можете согласиться с таким выводом?
Путин всегда будет нашим моральным лидером – и в качестве президента, и в любом другом качестве по истечении срока его полномочий
- Нет. Этот съезд завершил пятилетний цикл работы партии. Главным событием стало принятие программного заявления. Мы достроили программную и идеологическую конструкцию, а предвыборные задачи были на втором месте. Более подробно они будут обсуждаться на следующем съезде, который мы посвятим исключительно нашей предвыборной стратегии.
- А работа над предвыборными списками уже близится к завершению?
- Нет нужды готовить их в экстренном порядке. Такая работа ведется, и мы стараемся делать ее публичной. Все депутаты, которые на сегодняшний день представлены во фракции «Единая Россия», знают зоны потенциальных партийных списков, за которыми они закреплены. Включение в них зависит от многих обстоятельств, но авторитет и рейтинг депутата на своей территории имеет первостепенное значение. Точной информации о составе списков пока нет ни у кого. Даже я не знаю, в каком списке окажусь.
- В партии всегда с успехом использовали тактику предвыборных «паровозов», когда известные и уважаемые люди возглавляли партийные списки. В 2007 году вы также ей воспользуетесь?
- Обязательно воспользуемся, ведь это очень эффективная тактика. И мы призываем всех наших оппонентов также взять ее на вооружение. Тем более что это не запрещено законом. Другой вопрос, получится ли у них уговорить возглавить список, например, президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева или вице-премьера правительства Александра Жукова. Есть другой вариант – пригласить авторитетных людей вступить в свою партию. Ну а если не получается, то это проблема политической скамейки.
Точной информации о составе списков пока нет ни у кого. Даже я не знаю, в каком списке окажусь. |
- Время, когда надо было удивлять избирателя, к счастью, прошло. Людям больше не нужны фейерверки – нужны реальные цели и способы их достижения. Мы готовы не только выступить с такими предложениями, но и взять на себя ответственность за их реализацию. Лично я берусь на двух страничках объяснить избирателю, какую Россию мы выбираем.
- И какую же?
- Ответ на этот вопрос как раз и содержится в нашем программном заявлении. Мы очень четко говорим что делать. А не ищем виновных во всех бедах России, чем занимаются многие другие партии. «Единая Россия» наметила около 20 приоритетных проектов по самым актуальным вопросам – от безопасности питьевой воды до развития автомобильной промышленности. И это конкретная программа, за выполнение которой партия ответит. Мы не вправе быть популистами.
- А какую ответственность «Единая Россия» могла бы понести в этом случае?
- Речь идет о политической ответственности. На карту ставится наш политический авторитет. Исходя из этого избиратель дает нам оценку как партии парламентского большинства уже на выборах. И мы, в отличие от других партий, не скрываемся от своей ответственности, не стремимся спрятаться за обстоятельствами.
- Именно поэтому работа по реализации приоритетных проектов рассчитана на целых 10 лет? Это своего рода страховка?
- У нас вообще с советских времен принято оперировать круглыми датами – пятилетками и т.п. Но мы хотим показать, что с этой программой партия придет во власть всерьез и надолго. Ровно настолько, пока в стране не появится политическая партия, сравнимая по своей силе с нами. Такая партия, которой без боязни за основы общественного строя в России можно уступить власть в честной борьбе.
Мы, в отличие от других партий, не скрываемся от своей ответственности, не стремимся спрятаться за обстоятельствами. |
- Вопрос не в деньгах – будем считать, что они у нас есть. Хотя собственно Стабфонд трогать нельзя. Мы всегда должны иметь в резерве минимальную сумму на случай неблагоприятной экономической конъюнктуры. Вопрос все-таки в эффективном расходовании денег, поэтому мы говорим об инновационной экономике и партизации правительства.
- Кстати, в последнее время как-то притормозился процесс вхождения в «Единую Россию» людей, занимающих высокие экономические посты. Почему на съезде так и не ввели в бюро высшего совета партии главу ОАО «РЖД» Владимира Якунина?
- Вопрос, быть или не быть ему в высшем совете, второстепенный. Есть масса примеров, когда с нами сотрудничают люди, по ряду причин не имеющие членства в партии. Было бы смешно, если бы мы всех затаскивали в партийные органы. Владимир Якунин не отказывался от партнерства с «Единой Россией». В настоящее время мы рассматриваем отдельный проект по взаимодействию с ним и структурой, которую он возглавляет.
- А есть ли у партии какой-то проект взаимодействия с президентом Владимиром Путиным после того, как срок его полномочий закончится в 2008 году?
- Владимир Путин всегда будет нашим моральным политическим лидером – и в качестве президента, и в любом другом качестве, в котором он захочет выступить после истечения срока его полномочий.
- Есть ли шанс, что он станет обладателем партийного билета «Единой России»?
- Он, как и любой гражданин России, имеет право вступить в партию.
- Но пока он не вступил, за его имя на партийной арене развернулась нешуточная борьба. До сих пор только «Единая Россия» обладала монополией на право называться «партией президента». Готовы ли вы поделиться им со своими конкурентами из «Справедливой России»?
- Приходить и заявлять себя сторонниками президента могут абсолютно все. Но только у нас есть неоспоримое право говорить о Путине как о своем моральном лидере. За все эти годы мы убедительно доказали верность президентскому курсу и свою способность к стратегическому партнерству. Кроме того, и сам Путин неоднократно заявлял о своей поддержке партии. Мы реально у власти, а те, кто рядом, могут говорить все что угодно. Разница в том, что мы сумели доказать свою состоятельность, а другим еще предстоит это сделать.