Как утверждает президент Организации по атомной энергии Ирана, Евросоюз столкнется с серьезными трудностями при принятии решения о передаче досье в СБ ООН.
Дипломатическим путем
Исследования и разработки в ядерной области являются законным правом Ирана и необратимы
В понедельник в Лондоне прошли переговоры представителей «евротройки», РФ, США и Китая по ядерной проблеме Ирана. Россию представлял министр иностранных дел Сергей Лавров.
«Между участниками был достигнут компромисс. Министры условились, что по итогам внеочередной сессии Совета управляющих МАГАТЭ 2-3 февраля Совет Безопасности ООН будет лишь информирован, а его возможные действия откладываются как минимум до марта сего года, когда Совет управляющих МАГАТЭ соберется на очередное заседание», – сообщили в МИД РФ.
В свою очередь президент Организации по атомной энергии Ирана Голямреза Агазаде выразил надежду на урегулирование проблемы дипломатическим путем. «Я по-прежнему верю, что можно найти дипломатический путь выхода из ситуации», – сказал он иранскому информационному агентству ISNA.
При этом он подчеркнул, что юридических оснований для передачи ядерного досье Ирана в Совет Безопасности ООН нет. Как утверждал Голямреза Агазаде, Евросоюз «столкнется с серьезными трудностями» при принятии решения о передаче досье в СБ ООН.
Во вторник в МИД РФ заявили, комментируя принятое в Лондоне решение, что Ирану необходимо восстановить в полном объеме мораторий в сфере ядерной деятельности. «Акцент сделан на взвешенном и объективном подходе к иранскому ядерному досье, – отметили в МИД. – За это, собственно, и выступала Россия».
Между тем замглавы Высшего совета национальной безопасности Ирана Джавад Ваеди заявил, что Иран не остановит ядерные исследования, несмотря на требования Запада.
«Исследования и разработки (в ядерной области) являются законным правом Ирана и необратимы», – сказал Ваеди, выступая во вторник в эфире иранского государственного телевидения. При этом он отметил, что Иран по-прежнему открыт для конструктивного диалога с Евросоюзом по ядерному вопросу, сообщает РИА «Новости».
Ядерные переговоры
Глава комиссии МАГАТЭ Мохаммед Аль-Барадеи |
На заседании Совета управляющих МАГАТЭ 24 сентября 2005 года была принята резолюция «евротройки» по Ирану, в которой предусматривается передача иранского ядерного досье в Совет Безопасности ООН с перспективой введения против Тегерана международных санкций.
Документ требовал от Ирана возобновить мораторий на ядерную деятельность и отказаться от создания в стране полного ядерного цикла. Тегеран в свою очередь назвал эту резолюцию неприемлемой и заявил, что если МАГАТЭ не внесет поправки в принятый документ, Исламская Республика оставляет за собой право «отказаться от всех ранее добровольно принятых обязательств, в том числе по соблюдению положений Дополнительного протокола к ДНЯО».
В начале октября 2005 года МИД Ирана заявил о готовности продолжить переговоры с «евротройкой» по решению проблемы иранской ядерной программы. Переговоры между Ираном и «евротройкой» возобновились в декабре 2005 года в Вене. Во время встречи стороны представили свои позиции по иранской ядерной программе. Стороны договорились продолжить переговоры в середине января 2006 года.
Но в начале января Тегеран в присутствии инспекторов МАГАТЭ снял пломбы со своих ядерных объектов, в том числе с завода по обогащению урана в Натанзе, и начал практические исследования в ядерной сфере. При этом иранские власти подчеркнули, что начало научно-исследовательских работ в этой области никак не связано с процессом производства ядерного топлива.
Это решение вызвало резкую реакцию международного сообщества, «евротройка» отказалась вести переговоры с Тегераном, намеченные на середину января, обвинив его в нарушении прежних договоренностей. После этого представители Евросоюза выступили за передачу иранского «ядерного досье» в СБ ООН, обладающий правом введения в отношении Тегерана международных санкций, в том числе и экономических.