Однако до последнего момента Виктор Ющенко заявлял, что политического кризиса на Украине нет. «Оранжевая» власть меньше чем за год своего правления показала себя совершенно неспособной выполнить «лозунги Майдана» и привела страну ко всем кризисам, каким только возможно – бензиновым, газовым, сахарным.
Находящийся с визитом в Германии президент России Владимир Путин призывает не драматизировать события на Украине и считает, что ситуация в этой стране находится под контролем ее президента.
«Должен сказать, что я бы не стал драматизировать те события, которые на Украине сейчас происходят. Украина переживает непростой период своего развития, и нет ничего необычного в том, что президент отправил в отставку правительство, тем более что это происходит в условиях обостряющейся борьбы в связи с предстоящими парламентскими выборами», - сказал Путин и сообщил, что говорил с Ющенко прямо из кабинета канцлера Герхарда Шредера.
Владимир Путин выразил уверенность, что и украинский народ, и украинское руководство найдут правильное решение. «Россия, со своей стороны, будет всячески содействовать стабилизации ситуации в стране, с которой нас связывает столько нитей и столько связей, что их даже перечислить невозможно», - подчеркнул российский лидер.
Заявление Виктора Ющенко
Виктор Ющенко надеялся на то, что если каждый наденет свое ярмо, ему не будет хватать времени на взаимные интриги
«Когда я стоял 23 января в этом году на Майдане и провозглашал свою инаугурационную речь, я говорил о том, что в Украине будет профессиональная власть, власть честная, которая день и ночь будет работать на интересы украинца и государства, власть, которая будет работать одной командой, - повторяю, честно, открыто и профессионально.
Для этого я взял к себе тех людей, которые прошли десятки митингов, встреч с общественностью, которые стояли рядом со мной на Майдане Незалежности в Киеве, люди, которые помогли отвергнуть старую коррумпированную власть и дали возможность создать свободную Украину. Это были преданные люди, без которых наши успехи, убежден, осенью минувшего года были бы невозможны.
Повторяю, что 9 месяцев назад я предложил украинскому парламенту на пост премьер-министра Юлию Владимировну Тимошенко, назначил секретарем СНБО Петра Алексеевича Порошенко, назначил государственным секретарем Украины Александра Алексеевича Зинченко. Для меня эти люди неординарные, это мои друзья, и... о многих вещах, о которых я ниже скажу, будет говорить тяжело. Я знал, что между этими людьми существуют определенные недоразумения. Я надеялся на то, что если каждый наденет свое ярмо, ему не будет хватать времени на взаимные интриги, на формирование пиара или антипиара между определенными политическими силами единой коалиции. Это были мои надежды.
Юлия Тимошенко (фото REUTERS) |
Более того, хочу сказать, что я дал своим коллегам огромные полномочия, которые выходят из Конституции Украины. Уверен, что те полномочия, которые сегодня были у секретаря СНБО, или госсекретаря, или у премьер-министра, эти полномочия, которых не имел до сегодняшнего дня никто из аналогичных чиновников, начиная от формирования структуры, формирования аппарата, я не припоминаю, чтобы кто-то был неудовлетворен. Но с каждым днем мне все больше и больше приходилось вмешиваться в конфликты, которые возникают между СНБО и правительством, между госсекретарем и СНБО, между правительством и Верховной радой. Одним словом, эти конфликты стали повесткой дня работы власти.
Президент не должен быть нянькой для них, для того чтобы улаживать отношения. Хотя мне было жаль тратить время на вещи, которые не были конструктивными. Но такова действительность. Повторяю - эти распри продолжались, позиционные войны усиливались. Причем эти войны усиливались по принципу «два украинца - три гетмана». Появилась атмосфера избирательной кампании... один захотел на Киев идти, другой захотел на Киев, третий - на Львов, четвертый - сделать перестановку политических сил, заманить в коалицию на выборы других партнеров. Одним словом, я стал свидетелем того, что когда я провожу совещание, доверие среди моих партнеров нулевое.
После каждого совещания, потом, стороны выходили на какие-то другие уровни, договаривались об основах другой политики, и в стране происходил скандал. Последний скандал был с НФЗ. Я помню, чем закончилась моя пятница на прошлой неделе, когда мы стали свидетелями того, как после уникального решения суда - которое далось нам очень тяжело - из-за закулисных интриг, которые велись, причем не только в Украине, а, что обидно, и вне Украины, дело было сведено к конфликту, когда люди вышли на площадь. Но финал истории как раз состоял не в том, как из рук одной шайки предприятие передать государству, а как от одной шайки передать другой шайке. И потому люди получили право на протест. Убежден, что наступил момент, когда мои коллеги потеряли командный дух и веру. Я это говорю с горечью. Так как эти люди остаются моими друзьями независимо от обстоятельств. Я их буду ценить, но мне нужно это сказать.
Виктор Ющенко |
Восемь месяцев президент Украины был миротворцем среди этих институтов. Я об этом почти не говорил публично. Я считал, что это моя карма, которую я должен нести. Думаю, что члены моей команды слушали президента, но не слышали. И сегодня, как бы это не было тяжело, я должен этот гордиев узел разрубить во имя Украины. Мы стали свидетелями того, как во власти появилось много новых лиц, но случился парадокс - лицо власти не изменилось. Страну снова обвиняют в коррупции, страну снова обвиняют в том, что нет публичных процессов в экономике, в том числе приватизационных. Мы становимся свидетелями того, как процессы, те, которые могли бы быть значительно демократизированными, входят во вчерашнюю колею.
С утра до вечера мы являемся свидетелями, знаете, таких легкомысленных, сладких обещаний, которые с каждым днем будет выполнять все тяжелее и тяжелее. Решения, которые присущи этому году, экономические, социальные, их можно сделать один раз. Второй раз их уже не повторишь без экономических изменений. На первый план исполнительной системы власти стал как пиар себя, или политической силы, или пиар политической позиции.
Убежден, что с этим нужно покончить. Я вижу, что некоторые должностные лица увлеклись этим пиаром настолько, что уже не хватает времени для продуктивного разговора. Жизнь без камер они уже не представляют. Хотя я всегда выступал и буду выступать за публичную работу власти, или СНБО, или кабинета министров, но, друзья, - это делается после того, как сделана работа. Нам не нужно страну втягивать в опасные обещания, в опасный популизм. Убежден, уважаемые друзья, что год назад я пошел в президенты не для того, чтобы ключевые государственные институты не имели понимания и не находили между собой согласия и взаимоуважения. Не для того я уже год хожу не со своим лицом. Убежден, что не для этого стояли миллионы людей на майданах. И делать вид, что ничего не происходит, я не могу. Сегодня я должен сказать своим соотечественникам, что я должен принять радикальные шаги по смене руководства правительства, СНБО и Секретариата президента. Повторяю, я хочу отныне видеть высшие государственные институты в системе работы единой команды, которые работают на то, чтобы у людей были рабочие места, лучшие зарплаты, лучшие школы, лучшая медицина, чтобы люди чувствовали, что власть работает в согласии и гармонии, а государство - в покое и стабильности. Поэтому я подписываю указ об отставке правительства, об отставке секретаря СНБО и несколько дней назад на основе поданного Зинченко заявления об отставке я назначил государственным секретарем Украины Олега Борисовича Рыбачука».
Новые коррупционные обвинения
Первым украинских революционеров покинул вице-премьер Николай Томенко |
Первым украинских революционеров покинул вице-премьер Николай Томенко, сообщил назначенный вчера госсекретарь Украины Олег Рыбачук. На пресс-конференции раскольник Томенко объяснил причины своего решения просто: «Я не хочу работать в такой власти, где все знают, что вопросы можно решить, обратившись к одному или двум людям в стране».
По его словам, на парламентских выборах народ должен выбрать правительство народного доверия. Томенко также подчеркнул, что в руководстве страны не должны работать люди, которые имеют отношение к бизнесу. «Нельзя надеяться, что шоколадные олигархи, в отличие от нефтяных, что-то изменят», - сказал Томенко, подчеркнув, что революция будет похоронена, если бизнес не отделят от власти, цитируют его слова украинские СМИ.
«На сегодня президент не знает реальной ситуации в стране. Я в этом абсолютно убежден», - сказал Томенко. В противном случае, по его мнению, президент «иначе реагировал бы на то, что происходит в его окружении». По словам вице-премьера, он «слишком долго был в оппозиции в этой стране, чтобы молчать про ошибки и коррупцию новой власти». Как отметил Томенко, на данный момент в Украине существуют два правительства - Юлии Тимошенко и олигархическое Петра Порошенко. По его мнению, в последнее время влияние «олигархического правительства» Порошенко на президента значительно возросло.
Не обошлось и без конкретных обвинений. Томенко заверил, что секретарь СНБО Петр Порошенко, первый помощник президента Александр Третьяков, лидер фракции «Наша Украина» Николай Мартыненко и спикер Верховной рады Владимир Литвин блокировали заслушивание расследования дела Гонгадзе в парламенте. Как сообщают украинские СМИ, по словам Томенко, «Порошенко, Третьяков, Мартыненко и Литвин делали все, чтобы дело Гонгадзе не звучало на заседании парламента». «СБУ практически завершило дело, и Генпрокуратура имеет достаточно доказательств, чтобы его огласить и зафиксировать, как было на самом деле», - сказал Томенко.
Порошенко оказался слабым
Петр Порошенко |
Вслед за Томенко в отставку ушел и секретарь СНБО Петр Порошенко. Как говорится в его заявлении, распространенном пресс-службой СНБО, Порошенко ушел в отставку для того, чтобы его пребывание на посту секретаря СНБО не расценивалось как «возможность давления на расследование обвинений в коррупции, озвученных экс-госсекретарем Александром Зинченко». «Я осознаю, что мое пребывание на посту секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины может быть расценено как возможность давления на ход расследования (обвинений)», - отметил Порошенко в заявлении. «В связи с этим, а также для предотвращения появления спекулятивных заявлений в отношении использования мною служебного положения для влияния на проведение прозрачного и объективного расследования, я принял решение и вчера подал президенту Украины заявление о своей отставке с поста секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины», - говорится в заявлении.
Кстати, не далее как вчера Порошенко, комментируя обвинения в коррупции, прозвучавшие из уст экс-госсекретаря Украины Александра Зинченко, сказал, что не уйдет в отставку до тех пор, пока не попросит президент. «Бегство – это признак слабых», - заявил Порошенко.
Напомним, в понедельник Зинченко на пресс-конференции в Киеве заявил, что причиной его отставки являются коррупционные действия Порошенко, первого помощника президента Александра Третьякова и лидера фракции «Наша Украина» Николая Мартыненко. В связи с публичным обвинением Порошенко подал на Зинченко иск в суд.
Кстати, сегодня же, по сообщению ИТАР-ТАСС, украинский парламент прекратил полномочия депутата Петра Порошенко. Такое решение поддержали 269 депутатов. Порошенко просил о лишении депутатских полномочий, будучи на посту секретаря Совета национальной безопасности и обороны. По украинским законам, совмещать должности в исполнительной и законодательной власти запрещено.
Сколько еще кризисов
Кстати, бывший государственный секретарь Украины Александр Зинченко не намерен исчезать с политической арены – он объявил о создании общественного антикоррупционного комитета. Об этом РИА «Новости» сообщила его пресс-секретарь Олеся Божко. «Такой комитет мог бы мобилизовать усилия общественности для борьбы с коррупцией и взятками», - считает Зинченко.
О новой «оранжевой революции» заявил и экс-вице-премьер Украины Николай Томенко. «Я буду заниматься организацией второго этапа «оранжевой революции», - цитирует слова Томенко с пресс-конференции РИА «Новости». По мнению вице-премьера, новая «оранжевая революция» будет для украинцев, а не олигархов. «Второй этап окончится такими решениями власти, которые будут работать на людей, а не на олигархов», - сказал он.
В общем, несмотря на приказы президента Ющенко «прекратить разборки и работать на благо общего дела», «оранжевая демократия» на Украине не получилась. Менее чем за год (напомним, инаугурацию Ющенко была 23 января) украинцы пережили кризисов больше, чем за все время с распада СССР. Достаточно вспомнить бензиновые, газовые, сахарные и другие «войны», сотрясавшие Украину.
Чего ждать дальше – не знает никто. По словам председателя Верховной рады Украины Владимира Литвина экономическая ситуация в Украине далека от стабильности. «Она стабильна в своей сложности», - сказал спикер, добавив, что по сравнению с 2004 годом в первом полугодии 2005 года наблюдается сокращение ВВП в 2,5 раза.