И голос Пекина в этих заявлениях звучит наиболее громко. Ведь, плоды от существования ШОС пока пожинает в основном Китай.
Большая часть Евразии
Президент России Владимир Путин (на снимке) на заседании делегаций стран Шанхайской организации сотрудничества (фото ИТАР-ТАСС) |
Шанхайская организация появилась на свет в 1996 год, когда Россия, Казахстан, Китай, Киргизия и Таджикистан подписали в Шанхае совместную декларацию об уменьшении напряженности и увеличении мер доверия в близи общих границ. Правда, через пять лет «Шанхайская пятерка» стала называться Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - тогда к «пятерке» присоединился Узбекистан.
На сегодняшний день общая территория входящих в эту субрегиональную организацию государств составляет 61% территории Евразии, ее совокупный демографический потенциал – четвертая часть населения земли, а экономический потенциал включает в себя самую мощную после США китайскую экономику. Официальные рабочие языки – русский и китайский. Штаб-квартира в Пекине.
В начале организация боролась с проявлениями религиозного экстремизма в регионе Центральной Азии и с крайними формами национализма, помогала решать территориальные проблемы.
Правда пока, плоды участия в ШОС пожимает в основном Китай, закрывший целый ряд спорных территориальных проблем, которые существовали у него с Казахстаном, Киргизией и с Таджикистаном, а в этом году Пекин урегулировал приграничные вопросы и с Россией.
Еще одной задачей, которая подспудно прослеживается на протяжении всего периода ее существования, является создание альтернативной силы американскому присутствию в регионе, которое особенно усилилось после 2001 года, когда военные базы США появились в Узбекистане, Казахстане и Киргизии.
Именно тогда организация приобрела свою сегодняшнюю форму, а Россия и Китай стали наращивать усилия по созданию в рамках ШОС системы кооперативной безопасности. Для этого в целях улучшения взаимодействия
правоохранительных органов и спецслужб государств ШОС была создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС).
Проблемы – не помеха
Президенты России и Узбекистана Владимир Путин и Ислам Каримов после подписания Договора о стратегическом партнерстве (фото ИТАР-ТАСС) |
Между тем, пессимистично настроенные эксперты отмечают две наиболее очевидные проблемы ШОС: слишком большие расхождения интересов между ее членами и неопределенность в вопросе ее статуса. Ведь, многие функции ШОС дублируют функции оформившейся недавно в Душанбе Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят четыре из шести членов ШОС.
С другой стороны, такие страны как Иран, Монголия, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, США и региональные организации в лице АСЕАН и ЕС проявляют интерес к сотрудничеству.
Но, похоже, региональные противоречия не пугают главных «идеологов» ШОС – Россию и Китай. Более того, ежегодные встречи региональных лидеров рассматриваются, как удобный повод посадить за общий стол непримиримых противников.
Так на нынешний саммит в Астану приглашены в качестве наблюдателей министры иностранных дел Индии и Пакистана. Как считает исполнительный секретарь ШОС Чжан Дэгуан, «проблемы, существующие между этими странами, не повлияют на конструктивную атмосферу встречи».
Возможно, что в скором времени участников организации станет больше. Первая кандидатура на вступление в ШОС – Иран. Накануне, исполнительный секретарь Чжан Дэгуан затронул и эту тему. «Исполнительный секретариат надеется, что заявки Индии, Ирана и Пакистана на включение их в состав ШОС в качестве наблюдателей будут удовлетворены на саммите», - сообщил он. Видимо, не зря руководители Индии, Пакистана и Ирана уже получили приглашение принять участие в саммите ШОС.
Говоря о присоединении к ШОС новых участников, Чжан Дэгуан подчеркнул, что географическое положение страны не является критерием получения статуса наблюдателя. В настоящий момент статус наблюдателя в ШОС имеет Монголия. Любопытно отметить, что в случае принятия в организацию Индии и Пакистана – стран, обладающих атомным оружием, ШОС превратится в региональный ядерный клуб.