Напомним, что с самого начала США, Великобритания и Франция настаивали на включении в проект резолюции пункта о возможных экономических и политических санкциях в отношении Сирии. Но против этого выступали два других постоянных члена Совета Безопасности - Россия и Китай.
Максимум гибкости
Совет Безопасности продемонстрировал максимум гибкости и принял все поправки, учитывающие озабоченность России и других членов Совета
Чтобы резолюция была принята, ее должны были поддержать 9 из 15 членов Совбеза, однако вето на документ могли наложить Москва и Пекин. Как писала ранее газета ВЗГЛЯД, министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что Совет Безопасности - «не следственный орган» и «неправильно было бы смешивать уголовно-процессуальные механизмы с межгосударственными отношениями».
Кроме того, Россия и Китай, а также непостоянный член Совбеза Алжир указывали на то, что говорить о санкциях рано, так как сроки расследования продлены до 15 декабря.
Поэтому Франция и Великобритания пошли на компромисс и решили отказаться от включения в текст резолюции пункта об угрозе санкций. Новый проект документа, на который ссылается агентство АР, упоминает лишь, что если Сирия не будет сотрудничать, то «Совет, в случае необходимости, может рассмотреть и другие меры, предусматривающие полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений».
Министр иностранных дел России Сергей Лавров остался доволен прошедшим заседанием. По словам Лаврова, Совет Безопасности продемонстрировал максимум гибкости и принял все поправки, учитывающие озабоченность России, Китая, Алжира, Бразилии, Аргентины и других членов Совета. Министр считает, что резолюция позволит сосредоточиться на беспристрастном и объективном расследовании убийства ливанского премьера.
В тексте решения, правда, осталось положение о том, что Дамаск должен будет задержать любого, кого следователи ООН посчитают подозреваемым, а также позволить следователям самим определять место и условия допроса этих людей. Кроме того, от Сирии требуют заморозить активы подозреваемых и ввести ограничения на их передвижения.
Эти требования могут оказаться серьезным испытанием для президента Сирии Башара Асада, поскольку в числе подозреваемых его брат Машер Асад и шурин Асеф Шавкат, шеф военной разведки страны.
Выражения разного типа
Министр иностранных дел Сирии Фарук Эль-Шараа |
Министр подверг критике утверждение о том, что решение об убийстве Рафика Харири не могло быть принято без ведома спецслужб Сирии, чей воинский контингент в то время находился в Ливане, передает РИА «Новости».
«Если наличие спецслужб и армии в какой-либо стране означает, что любое преступление или теракт не может произойти без их ведома или участия, то следовало бы обвинить американские спецслужбы в терактах, совершенных 11 сентября 2001 года», - сказал Эль-Шараа, выступая на заседании Совбеза.
По его мнению, подобные утверждения «играют на руку террористам». Он выразил сомнение в объективности и профессионализме международной комиссии под руководством Детлева Мехлиса. «Употребление в докладе выражений типа «сценарий», «видится» или «вероятная причина», других нечетких высказываний вызывает сомнение в серьезности расследования», - сказал сирийский министр.
Министр считает, что комиссия изначально отталкивалась от предубеждений, которые в итоге привели к обвинению Сирии. «Резолюция учитывает версию, обвиняющую Сирию, но, по неизвестным нам причинам, игнорирует версию о возможной причастности к преступлению третьей стороны, которая также упоминается в докладе комиссии», - отмечает Шараа.
«Самое опасное в этой резолюции - это заимствование утверждения международной комиссии о том, что Сирия сотрудничала лишь по форме, а не по содержанию», - добавил он. В то же время сирийский министр заверил, что Дамаск и в будущем намерен сотрудничать с международной комиссией по расследованию убийства Харири.