Сегодня, как и четверть века назад, Россия находится в поисках национальной идеи, пути для своего развития. Все чаще с трибун звучат призывы искать эту идею в историческом наследии, формировать мировоззрение россиян с опорой на багаж отечественной религиозно-философской мысли. Идеи русского космизма (Константин Циолковский, Николай Федоров, Владимир Вернадский, Николай Холодный и др.) могут стать нашим ответом на негативные цивилизационные вызовы XXI века.
Русскому человеку вообще свойственно утверждать, что он знает, как все надо делать – и страной управлять, и в футбол играть
В противовес призывам ко все большему разделению общества по политическим, социальным и культурным признакам русские космисты мыслят шире, рассматривая любую проблему сначала на общепланетарном уровне. Например, патриотизм космисты видят в такой последовательности: я патриот планеты Земля, я патриот Евразии, я патриот России, я патриот своего города или деревни, я патриот своей семьи.
Советский микробиолог Николай Григорьевич Холодный в своей статье «Мысли дарвиниста о природе и человеке» ввел понятие антропокосмизма, противопоставив его антропоцентризму. Человек – носитель мировоззрения антропоцентризма – это узко мыслящий эгоист, который использует все окружающее в личных целях, в том числе и другого человека. Ему противопоставляется антропокосмист – человек позитивный, щедрый, открытый, толерантный, расположенный ко всем «другим» – нациям, культурам, религиям. Подавление окружающего мира в угоду своим желаниям, по мнению космистов, это ограниченное, невежественное поведение существа, в конечном итоге не признающего Бога.
Стоит отметить, что к общечеловеческим идеям космизма приходили люди с совершенно разным базовым мировоззрением. Возьмем три знаковые фигуры русского космизма: Циолковский, Федоров, Холодный. Холодный – советский человек, атеист. Федоров – сугубо православный, его учение иногда называют неохристианством. Он стоит на базовых ценностях христианства, расширяя постулат братской любви на всех людей. Православный Федоров перешагивает все разделительные границы православия по отношению к людям других религий и воззрений. Универсалист Циолковский ставил в один ряд две религиозные фигуры – Христа и Будду, называя их гениями нравственности.
Космисты не приемлют дезинтегративную функцию религии, которая и сегодня часто проявляется в словах и поступках как рядовых, так и высокопоставленных представителей различных конфессий. Естественно, на сознательном и подсознательном уровнях одна религиозная община отделена от другой. Например, по территориальному признаку или на государственном уровне, где могут быть «закреплены» официальные религии. Даже в некоторых религиозных текстах и молитвах проскальзывает противопоставление адептов и всех остальных. Но космисты решают проблему религиозного разделения, предлагая людям перешагнуть искусственные границы идеологически оформленных мировых и национальных религий. Если люди объединены общими ценностями и целями (активное участие в жизни окружающего нас мира на благо всех живых существ), то проблема разделения растворяется.
У Льва Толстого это было описано так. Люди, не стремитесь подойти ближе друг к другу, идите на свет. Источник света один. Идя на этот свет, каждый через свою религию, вы автоматически сойдетесь в одном храме. И это будет универсальный, общий для всех храм.
Николай Федоров также расширяет свое сознание православного человека до вселенского сознания. Этот подвиг был совершен и другими русскими религиозными философами: Иваном Ильиным, Владимиром Соловьевым, Павлом Флоренским.
В истории человечества возникали десятки разных религий, во всех них есть «золотая» сердцевина. Была она в язычестве – как прямая связь человека с природой, присутствует в христианстве, буддизме, индуизме, магометанстве, зороастризме. И классическая методологическая ошибка религий – абсолютизировать ту часть истины, которая есть в каждой религии, отвергая духовную ценность других религиозных течений. Напротив, следует очищать сердцевину религии от наносного, поверхностного, фанатизма, любых тенденций неприятия «другого». Тогда возможно единение сакральных зерен различных религий. Согласно взгляду космистов, исторически возникавшие религии – это лишь различные пути, ведущие к одной цели, сформировавшиеся в разных культурных, географических и исторических условиях.
Люди анатомически, психологически отделены друг от друга. Но есть то, что объединяет их всех. Здесь можно вспомнить теорию вселенского сознания, выдвинутую выдающимся русским хирургом Николаем Пироговым. Согласно этой теории, существует мировое информационное поле, а мозг человека является своеобразным приемником. Поскольку духовные способности людей различны, то и приемники работают лучше или хуже, получают больше или меньше информации, могут искажать ее. Эти и многие другие постулаты русских космистов требуют глубокого изучения и анализа, тем более что русский космизм в глубине своей мысли соприкасается с философией индуизма и буддизма.
При кажущейся чрезмерной возвышенности идей русский космизм как философское течение имеет мощный практический аспект. Федоров выдвинул тезис «знание – действие». Разрыв между словом и делом – вот та черта, которую подметил в нас Федоров. Если ты в результате мысленной работы осознал некую истину, то иди и воплощай свои знания в жизнь. Русскому человеку вообще свойственно утверждать, что он знает, как все надо делать – и страной управлять, и в футбол играть. Но чаще всего он много рассуждает и критикует, не проявляя активности даже там, где это достаточно просто сделать. Мы у себя в дачном товариществе, где ни губернатор, ни правительство нам не мешают, не всегда можем самоорганизоваться для постройки дороги и вывоза мусора. Поэтому настоящим можно считать лишь то знание, которое воплощается в действии и содержит гуманистический заряд заботы об окружающих.
Космизм учит обращать внимание и переживать не только за свои корпоративные или семейные интересы, но расширять сознание и сопереживать всему человечеству. Конечно, один человек с двумя руками физически может немногое. Но когда космисты ставят глобальную задачу «помоги Вселенной», «помоги планете Земля», для этого есть духовное действие. Духовный посыл, молитва на благо всех живых существ присутствуют в восточных практиках, например в йоге, есть в христианстве и других религиях. Духовное действие можно совершать, если ты столкнулся с неблагополучием, которое физически не можешь исправить, например катастрофа или стихийное бедствие.
Быть космистом очень просто. Если нет возможности непосредственно оказывать помощь кому-то, можно поддерживать добрые дела мысленно. Хотя мгновенный результат мы можем не заметить, космисты уверены, что это тоже практически работает.
Космист не разделяет окружающих на хороших и плохих, поскольку это деление относительно. Напротив, космисты предлагают посылать любовь даже врагу, что очень по-христиански. В своих работах Циолковский создает образ нового человека, который заботится обо всех, развивает в себе благородные качества: уважение к людям, поддержку других в совместных проектах, милосердие и душевную щедрость.