Маргарет Тэтчер. Та самая, после которой словосочетание «железная леди» стало звучать как комплимент. До нее женщина могла быть восхитительной, как Мэрилин Монро, или роковой, как Марлен Дитрих, женщине позволительно было быть хрупкой, беспомощной, трепетной – какой угодно, но только не сильной. Сделать не то что политическую, но и обычную карьеру в те годы (а избралась в парламент она еще в 59-м) для женщины было непросто. Считалось, что женщина может работать, только если нужно прокормить семью, а если муж зарабатывает достаточно – сиди дома и расти детей. А уж женщину, пытающуюся заниматься политикой, и вовсе никто не хотел воспринимать всерьез.
#{image=711043}Но Тэтчер не просто пробилась в парламент. Она в жестких политических баталиях добилась самой вершины политической карьеры и уже в должности премьер-министра провела те самые необходимые, но болезненные реформы, на которые все никак не решались английские политики-мужчины. Одним махом она разбила все стереотипы о женщинах: о некомпетентности, о слабоволии, о стремлении всем понравиться, о неумении управлять эмоциями. Слово «мужество» явно изобретено для мужчин, а ведь сколько мужества надо иметь, чтобы, выбрав путь жестких реформ, одновременно бросить вызов британским профсоюзам (на пике их влияния), британской прессе (одной из самых влиятельных в мире) и британскому парламенту (одновременно борясь и с оппозицией, и с фрондой внутри собственной партии). И это еще не все вызовы: вспомните, к примеру, Фолклендскую войну. Аргентинцы тогда явно рассчитывали на то, что британцам не хватит решимости на открытые военные действия, но они плохо знали Маргарет Тэтчер.
Маргарет Тэтчер – не просто успешный политик, она self-made woman. Она не чья-то родственница, как Индира Ганди, дочка Джавахарлала Неру, она не представительница какой-нибудь королевской династии и даже не выходец из элитарной семьи. Обычная дочь бакалейщика, хорошо училась в школе, делала неплохую карьеру как химик-исследователь и параллельно интересовалась политикой. А потом получила второе – юридическое – образование и решилась попробовать свои силы (между прочим, оказавшись самым молодым кандидатом в парламент). Как и Уинстон Черчилль, кстати, она избралась не с первого раза. В этом ведь тоже есть характер: если знаешь, чего ты хочешь добиться, первые поражения только закаляют.
Едкие лейбористы прозвали ее «единственным мужчиной в консервативной партии». Но в том-то все и дело, что Тэтчер не стала менее женственной. Родила прекрасных близняшек, умела элегантно и со вкусом одеваться, старалась сама готовить мужу ужин, очень переживала, что слишком мало времени остается на общение с детьми. Да, к сожалению, будь ты мужчина или женщина, карьера (политическая или бизнес – неважно) не дает времени посвятить себя семье в той мере, в какой тебе этого хочется. Но тут уж ничего не поделаешь, это такое жизненное правило: ты становишься успешным настолько, насколько умеешь отказываться от искушений, а общение с детьми – самое сильное искушение. Я, признаюсь, всегда стараюсь находить для этого время, но знаю по себе: постоянно остается ощущение, что этого времени мало.
То, что Тэтчер была успешным политиком, доказали сами англичане, которые не раз подтвердили доверие к ней и ее партии на выборах: она возглавляла государство 11 лет, никто из европейских государственных лидеров так долго не пользовался доверием. А то, что она – не исключение, доказали потом другие успешные в политике женщины: Ангела Меркель, президент Аргентины Кристина Киршнер, премьер-министр Пакистана Беназир Бхутто – это только те, кто первым приходит в голову, а сейчас таких стран, возглавляемых женщинами, десятки. И вроде бы как к Третьей мировой это пока не привело, правда?
Знаете, что я вам скажу: пора бы и в России уже избрать президентом женщину, ну или хотя бы премьером (для самых остроумных сразу отмечу: я не себя имею в виду). Сегодня российская политика выглядит как квартира, в которой много лет жил одинокий мужчина: везде сплошной бардак, понятный только жителю этой квартиры. Нашей политике нужна надежда, новое вдохновение. Российский президент должна быть решительной, как Тэтчер, стильной, как леди Диана, дипломатичной, как Беназир Бхутто, обворожительной, как Мишель Обама. Такому президенту будут доверять и население, и мировые лидеры (а разве доверие – это не то самое, чего больше всего не хватает нашей политике?). Жаль, что сегодня на горизонте не просматривается такая фигура, но это не значит, что она не может появиться. Одним словом, ищите женщину!
Источник: Блог Тины Канделаки