Я заметил, что многие вопросы моих друзей, которые они задают в комментариях или личных сообщениях, касаются вопросов брака и семьи в Иране. Дорогие читатели хотят больше знать о правах иранских женщин, ведь именно на эту тему сионистские прозападные пропагандисты измышляют больше всего клеветы и нелепиц!
Временная жена должна обговорить с мужем вопрос о рождении ребенка и не ставить его врасплох сообщением о беременности
Одним из неотъемлемых прав, которое исламский закон дарует женщинам, является право на содержание в постоянном браке. Это означает, что муж обязан обеспечивать свою жену едой, одеждой и жильем не хуже, чем это делал ее отец. Или же, если женщина была финансово самостоятельна, не хуже, чем она зарабатывала сама.
Содержание (нафака) – это не то же самое, что мехрие (приданое, выплата которого является обязанностью жениха, а не невесты). Какой бы внушительной ни была сумма мехрие, какие бы состояния ни включал в себя брачный дар, это никак не отменяет права жены на то, чтобы муж ее полностью содержал. Причем если женщина работает, ее зарплата является только ее собственностью. Жена не обязана расходовать ее на нужды семьи, даже если ее заработок намного больше, нежели жалование супруга.
Помимо этого, мехрие также является неотъемлемым имуществом замужней дамы. Вопреки устоявшемуся мнению, что мусульманскую женщину покупают за калым у родственников, никто из родни невесты (включая отца и мать) не имеет права претендовать на мехрие. Хотя, конечно, в иранском обществе принято дарить подарки также и родственникам невесты. Это считается признаком хорошего тона и благовоспитанности.
В постановлениях исламских богословов – фетвах – также нередко говорится о том, что муж не просто должен формально ограничиваться покупкой продуктов или новых нарядов для своей жены. Он также обязан снабжать супругу всем, что ей необходимо для жизни. Например, если она больна, на его плечи ложится оплата лекарств, визитов к врачу, санаторно-курортного лечения, билетов на поезд или самолет, если нужна консультация в другом городе или за рубежом. Если жена поставила в брачном контракте условие, что, к примеру, муж будет оплачивать ей отдых на курорте с определенной периодичностью, это становится его обязанностью.
Кроме того, в содержание входит и покупка предметов быта и косметики. Муж также обязан оплачивать найм домработниц, ведь, согласно исламскому закону, женщина не обязана выполнять работу по дому! И она имеет право отказаться от нее в любой момент. Тогда муж должен приглашать прислугу либо же стирать, гладить белье, пылесосить сам.
Точно таким же образом муж обязан также содержать и детей, даже если супруги разведены или если брак был временным. Подразумеваются не просто алименты, а полное содержание вплоть до достижения ребенком сознательного возраста, когда он уже сам в состоянии заработать на жизнь. До этого момента папа должен оплачивать еду, одежду, покупку игрушек и игр, школьные учебники, расходы на транспорт, кружки и секции, репетиторов по разным предметам и дополнительные курсы. Дети не повинны в том, что происходит в жизни их родителей, а потому кризис в отношениях взрослых не может поколебать прав ребенка, дарованных ему Господом Богом! Вместе они или врозь, наслаждаются ли супружества или проходят через тяготы бракоразводного процесса, дети не должны быть лишены того, что им необходимо!
Бывает и так, что в жизнь счастливых семей вторгается горе и смерть. Все мы предстанем перед Богом, и никто не застрахован от безвременной кончины. И если отец умирает или пропадает без вести, обязанность обеспечивать детей ложится на плечи деда по отцовской линии. И только если его уже тоже нет в живых, тогда ребенка должна содержать мать. Если же и мать покидает этот мир, тогда забота о ребенке становится обязанностью дедушки и бабушки по материнской линии.
Равными правами на содержание обладают и дети от постоянного брака, и дети, родившиеся во временном браке, который признается законным в нашей школе права (хотя наши братья-сунниты не дозволяют такой брак).
Да, даже если мама и папа ребенка, родившегося от временного брака, давно не являются мужем и женой, их дитя все равно обладает правом на отцовское содержание и воспитание. В этом проявляется одно из главных отличий временного брака от «свободной любви» и «отношений без обязательств», которые во всех небесных религиях называются словом «прелюбодеяние». Правда, некоторые знатоки исламского права при этом подчеркивают, что временная жена должна обговорить с мужем вопрос о рождении ребенка и не ставить его врасплох сообщением о беременности. Ибо Ислам – религия мудрости, честности и разумного баланса между правами женщины и правами мужчины.
Впрочем, стоит отметить, что куда большим уважением и признанием в иранском обществе пользуется брак постоянный. Поэтому я по преимуществу буду говорить об этой форме супружества, более распространенной и почитаемой в Иране, в отличие от временного брака, который иранцы рассматривают разве что в виде крайней, редко когда оправданной меры.
Если муж не содержит жену в постоянном браке, она имеет полное право подать на развод. Более того, если мужчина не в состоянии обеспечивать ее, он обязан с ней развестись! Однако бывает так, что нерадивый муж проявляет строптивость и отказывается как давать развод, так и содержать жену. Тогда женщина вправе обратиться к судье, чтобы тот оформил развод по всем правилам, предписанным исламским законом, даже в отсутствие мужа. Но здесь есть и другой важный нюанс: жена может по собственной доброй воле отказаться от содержания. В таком случае, если такое согласие прописано в контракте, мужа не принудят разводиться. Однако на практике мало кто из женщин отказывается от своего права на мужскую опеку и финансовую поддержку!
Разумеется, любые права подразумевают ответные обязанности. И женщина, которую муж в постоянном браке окружает своей заботой и полностью содержит, должна слушаться своего мужа. Воображение человека, далекого от исламской культуры, тут же рисует ему страшные картины мужского деспотизма и бесправия затравленной жены. Как же далеко это от действительных реалий Ирана!
Один из самых авторитетных богословов и правоведов Ирана аятолла Макарем Ширази так прояснил вопрос о послушании жены:
«Многие люди неправильно понимают данное положение Ислама и ошибочно считают, что исламская религия обязывает женщину во всем повиноваться своему мужу. Недоброжелатели ставят это в минус для исламской религии. А некоторые невежественные мусульмане, неверно истолковав данное положение, начинают угнетать своих жен, совершая тем самым грех.
На самом деле исламская религия предписывает женщине повиноваться мужу всего в двух случаях:
1. Если муж изъявит желание вступить с ней в интимную близость, то ей не следует отказывать ему без уважительной причины. Конечно же, муж тоже должен учитывать возможности и состояние своей супруги.
2. Если муж запретит жене покидать дом, то ей запрещается делать это. Опять же, запрет мужа должен основываться на веских и уважительных причинах, а не на безосновательных прихотях.
Во всех других случаях женщина не обязана повиноваться своему мужу. Она не обязана готовить для него еду, не обязана убирать в доме, не обязана стирать и выполнять другую работу, не обязана исполнять его прихоти. И ее муж не имеет никакого права заставлять ее выполнять какие-либо работы.
В заключение необходимо добавить, что будет лучше всего, если муж и жена будут приходить к взаимному согласию во всех своих семейных делах».
Разъясняя понятие «разрешение мужа на выход из дома», Макарем Ширази так отвечает на соответствующий вопрос:
«Должна ли женщина получать разрешение своего мужа всякий раз, когда она решит выйти из дома (пойти в магазин, к родителям, к подруге и т.д.)?
Нет, достаточно того, что она будет знать, что муж не против».
Тем самым речь идет вовсе не о домашнем рабстве или о заточении в золотой клетке без нужд и хлопот. По сути, жена просто должна согласовывать с мужем свои действия, работу, круг общения. Конечно, нормальные люди не будут изводить себя ревностью и пустыми подозрениями. Более того, дурные предположения о человеке, основанные на домыслах, предосудительны и греховны с точки зрения нашей религии! Человек не должен сомневаться в добрых намерениях своей супруги и в чистоте ее помыслов. Муж и жена должны уважать и почитать друг друга. Ведь без чуткости, стремления понимать и слышать друг друга, взаимных компромиссов невозможно построить счастливую семью. А семья, раздираемая надуманными подозрениями и скандалами, не устоит и разрушится.
В случае, если положение совсем безнадежно, исламская религия предусматривает для супругов возможность развестись. Хотя в священных текстах не раз подчеркивается, что развод – это самое ненавистное для Всевышнего Бога из того, что Он дозволил.
Лишившись мужа, женщина не может сразу же выйти замуж за другого. Она должна выждать небольшой период времени, который называется «идда». Для вдовы это четыре месяца и десять дней, для дамы в положении – девять месяцев беременности, для разведенной – три менструальных цикла или три месяца, а для женщины, состоявшей во временном браке, срок которого истек, – два менструальных цикла или сорок пять дней.
Но Всевышний Господь не любит, когда браки разрушаются и люди расстаются. Поэтому срок временного брака может продлеваться сколько угодно раз, а после развода люди могут воссоединиться в течение идды без заключения нового брака. И даже если срок идды прошел, в большинстве случаев бывшие муж и жена могут заключить новый брак (хотя после истечения идды разведенная женщина имеет такое же право и выйти за другого).
Однако, согласно мудрому исламскому закону, они не могут сходиться и расходиться до бесконечности. Им предоставлено две попытки. Если же люди два раза разведутся и два раза воссоединятся в супружестве, третий развод считается уже окончательным. Разведясь в третий раз, муж и жена больше не смогут заключить третий брак. Потому что очевидно, что с этим браком что-то не то, иначе семейную лодку не трясло бы с такой силой! Воссоединение станет вновь возможным, только если женщина побывает замужем за другим и разведется. Только тогда бывшим супругам, остывшим и многое переосмыслившим, будет предоставлен третий шанс. Потому что даже если по прошествии такого времени люди хотят быть вместе, значит, их чувство выдержало проверку временем и разлукой. И есть надежда, что они будут более трепетно и ответственно относиться к такому дару Бога, как супружество и возможность быть вместе.
Исламская религия столь сострадательна к женщинам, что и во время идды они не лишаются права на содержание. Ведь фактически женщина еще может вернуться к своему мужу и в какой-то степени остается его супругой. Кроме того, немилосердно сразу лишать содержания бывшую жену, пока она еще не адаптировалась к одинокой жизни и, возможно, не нашла источник заработка, если она в браке не работала. Однако если развод третий и окончательный, женщина в состоянии идды имеет право на обеспечение бывшим мужем, только если она беременна. И, конечно, как я уже писал, в будущем на него лягут заботы по содержанию ребенка.
Если Всевышнему Богу будет угодно, я продолжу тему прав женщины в Исламе, посвятив несколько постов таким темам, как мехрие, развод, судьба детей в случае развода, виды брака в Иране, многоженство, этика супружеской жизни, воспитание девочек, хиджаб и критерии скромности, нормы трудового законодательства касаемо женщин. Что интереснее всего для вас, мои дорогие друзья и читатели? Я с великой радостью выслушаю ваши вопросы и предложения.
Источник: Блог Резы Саджади