Все-таки не могут территории, когда-то составлявшие единое государство, мирно и цивилизованно развестись, не ведя друг с другом экономические, информационные, а зачастую и самые настоящие войны. Чехия и Словакия составляют, пожалуй, единственный противоположный пример. Но это исключение. А правило – то, что происходит сейчас между Суданом и Южным Суданом.
В Африке не любят идти на уступки. Может быть, поэтому так часто и приходится воевать?
До 9 июля прошлого года это формально была одна страна. Когда Юг отделялся, политики двух стран обещали договориться о «справедливом разделе» нефтедолларов. Президент Судана Омар аль-Башир даже посетил церемонию провозглашения независимости Юга. Тогда казалось, что действительно договорятся, что выхода у Хартума и Джубы нет. Основные месторождения – на Юге, единственные нефтепроводы ведут на Север, в Порт-Судан. Одни без других не обойдутся – обязаны договориться.
Но так и не договорились. В итоге проиграли все. Южане прекратили добывать нефть – зачем, если она может доставляться только на Север, где ее отберут? Северяне лишились доходов от транзита – вообще всех.
А вот теперь они еще и воюют. Вначале армия южан оккупировала Хеглиг, где находятся основные нефтепромыслы Севера. Затем Хартум мобилизовал войска, начал контрнаступление и не сегодня-завтра выбьет противника с «оккупированных территорий». Но чтобы восстановить нефтедобычу в прежних объемах, уйдут недели, а то и месяцы. А южане тем временем грозят атаковать другой нефтяной район – Абъей. Они тоже на него претендуют.
К тому же у Хартума есть и еще одна головная боль – вооруженные сепаратистские группировки в разных штатах, с которыми тоже надо вести борьбу. И которые могут воспользоваться тем обстоятельством, что правительственные войска отвлеклись на южан.
В общем, проблемы только начинаются. Очень большие проблемы. И процесс дробления Судана, начавшийся с отделения Юга, может продолжиться. Дарфур, Южный Кордофан, Голубой Нил, Нубийские горы – проблемных районов в стране хватает. А еще Международный уголовный суд выдал ордер на арест президента аль-Башира по обвинению в геноциде в Дарфуре. И для США он до недавнего времени был «спонсором терроризма», южан же в Вашингтоне всегда считали «борцами за свободу». К тому же ходят упорные слухи, что Пентагон собирается создать именно в Южном Судане свою крупнейшую в Африке военную базу. Так что Запад не станет слишком уж сильно давить на южан – так, для вида.
В общем, неблагоприятный расклад для Хартума. Лучше бы он пошел на уступки Югу, когда шли споры о том, сколько платить за транзит нефти. Но в Африке не любят идти на уступки. Может быть, поэтому так часто и приходится воевать?
В общем, Хартум – не Прага. Джуба – не Братислава. Увы...
Специально для газеты ВЗГЛЯД