Соревнование за сферы влияния на Ближнем и Среднем Востоке между внутренними и внешними силовыми центрами идет своим ходом. Оптимисты говорят, что войны удастся избежать – непонятно, почему.
Средневековое «иду на вы» не слишком уместно в случае серьезного врага, которым, безусловно, является Иран
Иран требует ликвидации Израиля, а его лидер рахбар Хаменеи открыто благословил будущий геноцид евреев. Отношения исламской республики с арабскими монархиями Персидского залива не просто плохи, но балансируют на грани военного противостояния, которое может разразиться в любой момент. Столкновение их интересов в Ливане, Ираке, Йемене или Мавритании, не говоря уже о Сирии, взорвет регион с тем же успехом, что и удар по ядерным объектам ИРИ. Вопрос лишь в том, когда этот взрыв произойдет.
США стягивают к берегам «Острова Арабов», как местная традиция именует Аравийский полуостров, авианосные группировки, усиленные десантом. То же самое делает ряд стран НАТО, в т.ч. Франция. По завершении учений, которые служат предлогом передислокации, в итоге которой у берегов Ирана могут встать как минимум четыре американских и один французский авианосец, участвующие в них военнослужащие не будут выведены из зоны залива. Об этом уже объявлено. Еще одни, крупнейшие в израильской истории учения, будут проведены США с ЦАХАЛом. Одновременно собственные учения в районе Ормузского пролива проводит Иран, договорившийся о координации своих действий с Султанатом Оман, контролирующим полуостров Масандам, запирающий пролив с юга.
Помимо ибадитского Омана, роль которого скорее в поддержании нейтралитета и посредничестве ИРИ со странами ССАГПЗ, буде оно понадобится, Тегеран может рассчитывать на серьезную поддержку в тылу своего главного регионального врага – консервативных суннитских монархий. Это шииты, в первую очередь Бахрейна и саудовской Восточной провинции, а также йеменские племена, причем не только северные зейдиты-хоуси, но и южане-шафииты. И те, и другие имеют с саудовцами свои счеты, причем несколько сотен тысяч безработных офицеров армии и спецслужб бывшей марксистской НДРЙ могут рассчитывать на поддержку не меньшего числа отставных военных из армий и мухабаратов саддамовского Ирака, каддафистской Ливии и других светских арабских автократий.
Все эти люди справедливо полагают разгром своих стран и падение режимов, которым они служили и в рамках которых делали карьеру, результатом целенаправленной деятельности Запада и аравийских монархий и готовы к участию в любой войне против этого альянса. Судя по информации, поступающей из региона, эти современные ландскнехты могут быть усилены ветеранами бывшей югославской армии, а при необходимости и любым числом африканских наемников, благо границы в регионе прозрачны, а сомалийские пираты контролируют пролив Баб-Эль-Мандеб и прилегающую акваторию. Если не считать все происходящее подготовкой к войне – любопытно, что именно можно ей считать.
Пессимисты уверены, что война не просто будет, но начнет ее Израиль, и министр обороны США Леон Панетта даже обозначил точные временные рамки возможного израильского удара по Ирану. Отдавая должное раздражению руководства США тем фактом, что Иерусалим руководствуется логикой собственного выживания, а не советами из Вашингтона, отметим, что эти слова не укладываются ни в правила поведения стратегического союзника, которым США, по их уверению, для Израиля являются, ни в опыт современных войн. Средневековое «иду на вы» не слишком уместно в случае серьезного врага, которым, безусловно, является Иран, и совершенно точно не входит в военно-дипломатический арсенал Израиля, умеющего наносить превентивные удары своим противникам лучше, чем кто-либо другой в современном мире. Скорее можно рассматривать американский «прозрачный намек» как своеобразную провокацию, призванную ускорить столкновение Ирана и Израиля, вне зависимости от того, является она частью саудовско-катарского плана или собственной инициативой администрации Обамы, прохладное отношение которого к Израилю – «секрет Полишинеля».
При всем том, главным направлением удара по интересам Ирана в регионе пока что является Сирия. Провал попытки получения в ООН мандата, аналогичного ливийскому, который позволил бы НАТО и арабским монархам свергнуть Асада, заставляет участников этой коалиции на ходу менять тактику поддержки вооруженной оппозиции, ведущей в Сирии бои против режима. Не исключено, что на следующем этапе гражданской войны в этой стране решающую роль призваны будут сыграть подразделения турецкой армии, усиленные западным и арабским спецназом. По оперативным данным, британские и катарские военные действуют в Хомсе на стороне повстанцев, а части иранского КСИР начали поддержку Асада. При этом воевать с Турцией напрямую Иран не будет, точно так же, как, в отличие от синайской кампании 1956 г., исключено прямое вмешательство в происходящее в регионе Пекина и Москвы, максимально дистанцирующейся от непосредственного участия в местных войнах. И то благо.
Специально для газеты ВЗГЛЯД