Мнения

Протоиерей Александр Ильяшенко
настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, сотрудник сектора Синодального Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями

«На принципе свободы»

19 декабря 2012, 12:23

Фото: hpravmir.ru

Первый вопрос, который мы должны задать, начиная размышлять о законе «Об образовании», – как авторы законопроекта понимают образование, каковы его цели и что они хотят получить на выходе? Образование – это дело большой важности, и это область, на которую расходуются весьма и весьма значительные государственные средства. К сожалению, у нас еще в советское время пошли по принципу «числом поболее, ценою подешевле», над которым иронизировал в своем бессмертном произведении «Горе от ума» А.С. Грибоедов.

Да, образованный человек опасен, но только для антинародной власти

Конечно, реформировать существующую систему образования необходимо, но делать это надо очень продуманно, сохраняя то лучшее, что в ней накоплено, и бережно по отношению ко всем людям, которые в ней учат и учатся. Поэтому ответственность тех, кто берется за реформы в этой области, исключительно велика, ошибки будут иметь самые отдаленные последствия и скажутся на всех.

По мнению авторов «Проекта Федерального закона Российской Федерации Об образовании в Российской Федерации», образование – это «общественно значимое благо, под которым понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов», а воспитание – это «организуемая в системе образования деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства».

Образование, кроме знаний, должно иметь еще и нравственную составляющую. Можно обладать обширными знаниями, но быть абсолютно безнравственным человеком.

Некий политический деятель в отношении нового законопроекта об образовании выразил мысль, которая звучит примерно так: «Образованный человек опасен для власти». Мысль эта характерная, но согласиться с ней можно лишь отчасти.

Да, образованный человек опасен, но только для антинародной власти. Для власти же, которая служит своему народу, образованный человек – это опора, самый первый помощник, самый нужный сотрудник, потому что цель образования как раз и состоит в том, чтобы служить своему Отечеству и народу и, в конечном итоге, прославлять Бога.

Авторы нового закона считают, что образование должно служить «интересам» общества. Но подумайте, разве можно бескорыстно служить, а тем более жертвовать собой ради каких-то или чьих-то интересов? Ведь именно об интересах говорится в законопроекте. Самоотверженно служить можно только ради высокой идеи, а жертвовать своей жизнью – ради того, что выше жизни.

Далее мы читаем в проекте, что, с одной стороны, образование формируется на основе ценностей, принятых в обществе. Но, к сожалению, в законе не говорится, что это за ценности, не указывается и на источник этих ценностей. А ведь нравственное содержание народа формировалось под благотворным влиянием Православия, хранительницей идеалов которого является Русская православная церковь.

Sex, drugs, rock-n-roll

#{interviewsociety}У нас в обществе приняты другие идеалы – «деньги решают все». Этот псевдоидеал присутствует и пропагандируется везде. Православие учит, что сребролюбие, алчность – это порок, смертный грех, а современная идеология – что можно и нужно удовлетворять свои интересы и низменные потребности в полной мере. Чем выше прибыль, тем на большее преступление готов пойти человек, для которого главное – деньги, для которого бог – доллар. Этот бог и повелевает ему совершать преступления.

Возьмите, например, порнобизнес. Он строится на унижении человеческой природы, в первую очередь женской, но и мужской тоже. Снимать и демонстрировать порнофильмы – значит нравственно топтать людей, превращать их в неполноценных людей, в человеческие существа без принципов, без стыда, без совести, без души – только телесная оболочка, которая со временем сгниет в могиле, если ее не сожгут в крематории.

Наркобизнес, может быть, еще более страшное зло. Наркобароны прекрасно знают, что происходит с наркоманами, что они погибают в ужасных мучениях, потеряв и подобие Божие, и человеческое достоинство, измучив своих близких.

Современный фармацевтический бизнес несет печать нравственного вырождения. Постоянно повышаются цены на лекарства, и сокращается список лекарств, которые выписываются бесплатно. Разве магнаты, которые стоят на вершине своих пирамид, не знают, что они просто залезают в карман к семьям, у которых, например, родился больной ребенок, к немощным старушечкам, к самым незащищенным людям? Нет, им надо ради сверхприбыли еще туже затянуть удавку – «если не хочешь помереть, то отдай все, что у тебя есть, за лекарства».

Дельцы преступного бизнеса не задумываются, что с ними самими будет в загробной жизни, а напрасно, об этом много написано в Священном Писании.

Такое отношение к ближним, а для дельца – к «нижним», поскольку окружающих они считают ниже себя, коренится в неправильном образовании – если образование ставит целью удовлетворение интересов, то какие интересы сильнее проталкиваются, те и занимают первое место в иерархии человеческих ценностей и влияют на принятие решений.

О концепции образования

Образование должно давать возможность выдвинуться талантливым людям. Например, трижды Герой Социалистического труда академик Яков Борисович Зельдович высшее образование получил экстерном, уже работая над атомным проектом и занимая руководящие посты. Речь идет не о том, чем человек нам кажется, а о том, кем он является на самом деле. Конечно, очень трудно определить, на что человек способен, но современная система подобной задачи и не ставит и гениев-самоучек не пропустит. В современной системе есть явные пороки, и их нужно исправлять.

Способствуя выдвижению по-настоящему талантливых людей, система образования должна бережно относиться к тем, у кого таких способностей нет. В обществе должна быть иерархия: если у тебя есть таланты, то ты можешь занять определенный высокий пост, если нет способностей, то другой пост. Дело не в бумажке, а в том, какой уровень ты показываешь.

Нам надо говорить о том, каким образом образование может быть основано на христианских началах и на основе многовекового опыта – отечественного и зарубежного. Это очень сложная задача и, чтобы правильно ее решить, необходимо обращаться к опыту великих предков. Как великие корифеи прошлого решали подобные задачи? Мы знаем, что российское образование брало за основу германское образование. Значит, если браться за дело серьезно, нужно изучать немецкие законы об образовании той эпохи.

Например, для таких ученых, как Ломоносов, Менделеев и многих других, европейские языки, в том числе немецкий, были как родные. Немецкий канцлер Бисмарк после победы во франко-германской войне 1870 года сказал, что собственно победу одержал немецкий учитель, потому что германские солдаты от рядового до маршала оказались лучше подготовлены, чем их противники. Но наши далекие и недавние предки превзошли своих учителей, и отечественная система образования оказалась лучше германской, потому и вышли победителями в Великой Отечественной войне.

Человек без образования не должен считаться человеком второго сорта

Можно возразить, что дерево познается по плодам, и что если в России и Германии было такое прекрасное образование, то почему же в ХХ веке произошли столь кровавые трагедии, потрясшие весь мир? Может быть, это образование было не таким уж и хорошим? И если мы снова будем брать за образец образование XIX века, то мы вновь столкнемся с какими-то страшными потрясениями? Да, такие опасения вполне оправданы. Чтобы этого не произошло, образование, без сомнения, должно иметь в себе высокий идеал. Этим идеалом является Православие, а его хранительницей – Русская православная церковь.

Если общество утрачивает идеалы, то катастрофы неизбежны. Опыт предыдущих поколений нужно изучать для того, чтобы не повторять ошибок, и брать все лучшее, что было достигнуто. Важное дело должны делать специалисты, обладающие фундаментальным образованием, которые, помимо своих знаний, руководствуются еще и высокими идеалами и стремятся бескорыстно служить своему народу.

О великих предках

Ответ на вопрос, какие должны быть цели у среднего и высшего образования, требует серьезной коллективной работы. Я могу сказать, что российское образование уходило в глубь веков и первоначально опиралось на фундамент, воздвигнутый великой Римской империей, для которой были характерны следующие добродетели. Первое – верность заветам предков. Второе – личная доблесть: и воинская, и гражданская.

Например, император Каракалла убил своего брата, но пожелал, чтобы его судил суд общей юрисдикции. Когда обратились к одному правоведу с просьбой выступить на суде защитником императора, он ответил: «Защищать убийцу труднее, чем стать убийцей» – и отказался защищать преступного правителя. Он лишился головы, но не лишился чести. Он не был христианином, это пример древней римской доблести.

Третье – это правосознание. Жизнь должна строиться по законам, известным каждому. У нас есть ходячее выражение «незнание законов не освобождает от ответственности за их нарушение». Странно, почему мы, живя в XХI веке, не знаем законов? Почему основные законы и принципы правосудия изучают в школе так, что выпускники школы их не знают?

В Римской империи понимали, что нельзя без суда и следствия устроить расправу, то есть был сформулирован принцип презумпции невиновности. Только по отношению к рабам он не применялся. Этот принцип лежит в основе знаменитого римского права, который, в свою очередь, является основой всего современного европейского и российского законодательства. У нас в обществе этот принцип по разным историческим причинам не укоренился, нет его и сейчас. Его отсутствие и есть одна из причин государственных переворотов, которые испытала наша страна.

Итак, мы должны быть верными заветам своих великих предков. И тут встает вопрос о наших предках, которые жили в Советском Союзе. Власть над великой страной захватили люди, далекие от народа, провозгласившие атеизм государственной идеологией. С другой стороны, в это время в России были такие великие люди, как Курчатов, Туполев, Королев. Например, академик Лев Андреевич Арцимович, один из ближайших сотрудников Курчатова, был духовным чадом старца архимандрита Павла Груздева.

И.В. Курчатов жил в страшную эпоху, на нем была колоссальная ответственность, за срыв проекта он буквально отвечал головой, но сохранил себя как личность. Кстати, его дед был священником. Все сотрудники и подчиненные Курчатова вспоминают его исключительно с благодарностью. Таким образом, нужно смотреть на личность человека, ведь многие из советских людей были ближе к идеалам христиан, чем мы, живущие сегодня.

Одной из проблем нынешнего образования, как мне кажется, является отсутствие препятствий для поступления в высшие учебные заведения. В эпоху перестройки создали множество высших учебных заведений, не задумываясь, являются они необходимыми или нет.

Высшее образование должно быть элитарным, но под элитой нужно понимать интеллектуальную и нравственную элиту, независимо от социального происхождения. Лучшие профессора должны давать знания и нравственные принципы самым лучшим молодым людям поколения. Качественное высшее образование – это очень тонкий и очень дорогой, но быстро окупаемый процесс, который обеспечивает стремительный прогресс во всех областях жизни государства.

До революции в России был недостаток образованных людей, а сейчас избыток. Если сделать его снова желанным, то люди сами захотят учиться, потому что знания дают статус, образованные люди везде нужны и за их труд им готовы хорошо платить как государственные руководители, так и частные предприниматели.

В императорской России студентов было примерно в 40 раз меньше, чем в наше время, но выпускник университета был подготовлен, как сейчас кандидат или даже доктор наук. Выпускники работали за большие деньги, и их не нужно было контролировать, потому что они работали не за страх, а за совесть. Если же кто-то проявлял некомпетентность, то это сразу становилось заметно, и с ним никто не хотел иметь дела.

Если молодой человек не хочет учиться, пусть он работает на производстве. У государства нет возможности содержать столько вузов, средств на образование всех желающих и не желающих объективно не хватает.

Систему образования нужно строить по принципу «система для человека, а не человек для системы». Она должна быть высокоэффективной. Человек без образования не должен считаться человеком второго сорта. Всем известен пример, что Эйнштейн учился в школе далеко не блестяще. Если система дает возможность такому человеку пробиться, значит это хорошая система.

Хочу обратить внимание и на такое немаловажное обстоятельство – система образования должна основываться на принципе свободы: если человек хочет учиться, государство должно предоставить ему эту возможность, а если нет, должны быть условия, чтобы он мог работать на доступном ему уровне квалификации и имел возможность прокормить семью. Система образования должна выпускать высокообразованных специалистов, способных не гнаться за сиюминутной выгодой, а быть способным прислушиваться к голосу совести и делать нравственный выбор, даже если это потребует от них каких-то лишений и жертв.

Источник: «Православие и мир»

Вам может быть интересно

Япония сообщила, что санкции США не затронут ее участие в «Сахалине-2»
Темы дня

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Как рушатся четыре столпа глобального западного господства

«Закончились пятьсот лет доминирования западной цивилизации», говорит премьер-министр Венгрии Виктор Орбан. И хотя пророчества об упадке Запада звучат уже довольно давно, пожалуй, только текущие глобальные геополитические обстоятельства подтверждают их по-настоящему. Могущество Запада столетиями основывалось на четырех столпах – и все они сейчас разрушаются. О чем идет речь?

Путин: Россия нанесла удар ракетой «Орешник» по объекту в Днепропетровске

В Британии усомнились в способности армии страны отразить ядерный удар России

В детсадах Владивостока запретили на Новый год костюмы иностранных супергероев

Новости

На дом Блиновской за 750 млн рублей нашелся покупатель

Блогер Елена Блиновская подписала предварительный договор продажи своего коттеджа в «Миллениум Парке», который оценивается в 750 млн рублей, а площадь составляет 1700 кв. метров, сообщает Telegram-канал SHOT.

Персонал Hennessy устроил забастовку против поставок коньяка в Китай в бочках

Работники Hennessy во Франции начали забастовку в ответ на введение Китаем 35% пошлин на бренди из ЕС, протестуя против планов компании по экспорту коньяка в бочках.

Вучич рекомендовал Западу прислушаться к словам Путина об ответе на удары по России

Удары по России останутся без ответа только по мнению «ненормальных» людей, заявил президент Сербии Александр Вучич.

Путин выступил с обращением об ударах западными ракетами и ответе России

Президент России Владимир Путин выступил с обращением к личному составу ВС России и россиянам, чтобы проинформировать о последних событиях в зоне спецоперации. Газета ВЗГЛЯД приводит полный текст обращения главы государства.

Путин: Конфликт на Украине приобрел элементы глобального характера

Президент России Владимир Путин заявил, что удары западными ракетами по российской территории придали конфликту на Украине глобальный характер.

Политолог назвал «предупредительным» испытание «Орешника» на Украине

Комментируя запуск российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине в ответ на использование западных дальнобойных ракет для ударов вглубь территории России, политолог Федор Лукьянов заявил, что «игра» между Россией и Западом перешла в эндшпиль.

США заявили, что знали о готовящемся запуске Россией ракеты по Украине

США знали о запуске Россией баллистической ракеты средней дальности против Украины, Вашингтон провел консультации с Украиной и союзниками, заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер.

В команде Трампа прокомментировали обращение Путина

Избранный президент США Дональд Трамп планирует восстановить мир во всем мире, делая акцент на американскую силу, заявила пресс-секретарь избирательного штаба Трампа Кэролайн Ливитт.

МВД отменило требование предъявлять ОСАГО при регистрации автомобилей

Министерство внутренних дел внесло изменения в регламент регистрации транспортных средств, исключив требование предъявлять ОСАГО, новые правила вступят в силу 1 марта 2025 года.

Швейцария выразила готовность арестовать Нетаньяху по ордеру МУС

Министерство юстиции Швейцарии заявило, что в случае приезда премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на территорию страны, он будет арестован по ордеру Международного уголовного суда (МУС).

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник» по Днепропетровску

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев прокомментировал испытание новой ракеты средней дальности «Орешник» в боевых условиях.

Европейские лидеры договорились посетить парад Победы в Москве

Премьер-министр Словакии Роберт Фицо и президент Сербии Александр Вучич планируют посетить парад Победы в Москве в 2025 году, чтобы подчеркнуть значение борьбы с фашизмом.
Мнения

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?