Сегодня почти в каждом телесюжете, газетной заметке или статье в интернете, где говорится о будущем России, звучат слова «модернизация» и «инновации». Эти два понятия уже стали неким «залогом» будущего успеха России на мировом рынке и четким, ясным направлением движения через технологическую независимость к процветанию. Однако не всегда эти термины правильно понимаются и, как следствие, правильно применяются в ходе реализации выбранного курса.
Современное российское предприятие уже не сможет самостоятельно возродить то, что терялось годами
Почему нам вообще понадобились «модернизация» с «инновациями»? Долгое время целый ряд отраслей промышленности нашей страны находился в непривычных для них рыночных условиях, когда средств не хватало, а вопрос выживания стоял острее вопроса развития. Это привело к потере лидирующих позиций на мировом рынке в целом ряде отраслей, в том числе и базовых. И хотя в последние годы ситуация изменилась и некоторые отрасли уже начали получать господдержку, проблема все равно остается: многие российские предприятия продолжают медленно «умирать» и по сей день.
Когда научно-технологический прогресс непрерывно ускоряется, нужно работать «на опережение», иначе можно отстать окончательно, то есть навсегда. Но «на опережение» работать мы уже не можем из-за уже сложившегося серьезного отставания. Единственно возможный для нас путь – это рассматривать новый курс как некий симбиоз традиций прошлого, а точнее их лучших элементов, и технологий настоящего. Вряд ли нам удастся повторить опыт Советского Союза с формированием полностью автономной технологической базы – на это сейчас просто нет ресурсов. Тем не менее, мы должны на базе советского наследия – и интеллектуального, и производственного – создать экономически и технологически независимое государство, которое будет готово к повышению своей конкурентоспособности в глобальном масштабе. Одним из основополагающих принципов развития должна стать концентрация ресурсов в базовых отраслях, а также на направлениях, наиболее перспективных для развития именно в наших условиях. Именно там и следует развивать инновации и проводить модернизацию.
Нужно понимать, что создание благоприятной среды для инноваций и модернизации в современных условиях уже является необходимым, хотя и весьма сложным процессом. Современное российское предприятие уже не сможет самостоятельно возродить то, что терялось годами. Поэтому выбранный курс на «модернизацию» и «инновационное развитие» способен эффективно работать и давать результат лишь при прочном тандеме государства и бизнеса через концентрацию их ресурсов.
Реалии таковы, что, по сути, единственным крупным инвестором, способным сыграть решающую роль в развитии отечественного производителя, сегодня может стать только государство, предложив долгосрочную комплексную программу развития. Эффективные государственные вложения в маркетинг новых направлений, в развитие инфраструктуры, в само создание рынка, в свою очередь, неизбежно вызовут восстановление утраченных смежных производств.
В последнее время неоднократно говорилось, что «государство сознает свои интересы» и намерено «оказывать поддержку развитию базовых отраслей промышленности», создавать специализированные агентства для оценки рисков и угроз национальной обороноспособности и технологической независимости, выделять средства на НИОКР и на обновление производственной базы государственных предприятий. Но необходимо понимать, что для устойчивого технологического развития и эффективного освоения современных технологий недостаточно просто «купить новое оборудование». Нужно еще освоить технологию, обучить персонал, запустить производство. Это, в том числе, даст нам возможность развиваться дальше, самостоятельно получать новые технологии из уже освоенных.
Нам нужна хорошо продуманная система грантов и субсидий, налоговых льгот: снижение НДС при реализации продукции на внешнем рынке, снижение налога на прибыль, снижение социального налога для компаний-разработчиков и т.д. Не помешает и государственная помощь в виде прямого участия в развитии национального производства: софинансирование модернизации оборудования; возмещение из федерального бюджета затрат на уплату процентов по кредитам, взятым на модернизацию; обнуление ввозных пошлин на материалы, оборудование и комплектующие для новых и обновляемых производств.
Государственным подходом будет выявление и стимулирование развития эффективных научных коллективов. Россия все еще сильна своими специалистами, но они, к сожалению, предпочитают работать или в других странах, или в западных компаниях. Усугубляет проблему и то, что за последние два десятилетия резко упал престиж научных и рабочих специальностей. В 90-е годы успела образоваться настоящая «поколенческая яма», когда на производственных предприятиях работают либо пенсионеры, либо еще неопытные выпускники колледжей и вузов. И найти выход из сложившейся ситуации на одном изолированном предприятии не представляется возможным. Вне всякого сомнения, здесь требуется государственный подход, направленный на решение этой проблемы, которая касается сразу многих отраслей промышленности. Он должен включать в себя модернизацию профобразования, повышение заработных плат, формирование специальной жилищной программы для специалистов, создание особых условий для развития научных коллективов, организацию подготовки и стажировки за рубежом молодых специалистов по госпрограммам.
Эти меры позволят не только провести срочную технологическую модернизацию предприятий, но и создадут необходимые условия для дальнейшего развития инноваций.
Специально для газеты ВЗГЛЯД