Десятилетие терактов 11 сентября в России отметили весьма своеобразно. Политики первого эшелона воздержались от каких-либо значимых заявлений. По телевидению пустили в эфир критический фильм о Джордже Буше-младшем (именно в этот день!) и еще одно «расследование», целью которого было подтвердить любимую версию отечественных конспирологов: теракты против себя организовали сами американцы.
#{image=555517}Такая вот специфическая у нас получается «перезагрузка». Особенно если сравнить с тем, что было 10 лет назад. Искреннее сочувствие, цветы у посольства США, сопереживание в СМИ, знаменитый телефонный звонок Владимира Путина Джорджу Бушу, ощущение причастности, принадлежности к цивилизованному миру, который атаковали силы зла.
Сегодня этого ощущения нет и в помине. Когда смотришь наши телеканалы и особенно когда читаешь некоторых блогеров-«патриотов», возникают совсем другие мысли: за 10 лет мы прошли удивительную эволюцию от сочувствия к злорадству. Мы уже даже не пытаемся скрыть своей неприязни к Западу в целом и к Америке в частности. Для одних это политическая установка (так, во всяком случае, они ее понимают), для других – условный рефлекс.
Мне могут возразить: ну и что здесь страшного? Россия – суверенная страна со своей суверенной демократией. Мы имеем право сами выбирать, кого любить (Каддафи, Саддама, Милошевича, Ахмадинежада, Лукашенко), а кого ненавидеть. Всё так. Но если мы уж сделали такой выбор, то не стоит удивляться, а тем более обижаться, когда американцы или британцы в очередной раз «забудут» учесть интересы России, поддержат ее противников (того же Саакашвили), будут способствовать вытеснению ее компаний из третьих стран (той же Ливии).
А как еще к нам относиться, если мы сами по-прежнему ведем себя в духе холодной войны – как потенциальный противник Запада? 11 сентября для нас – чужое горе, чужая боль. Война с международным терроризмом – чужая война.
Специально для газеты ВЗГЛЯД