Мнения

Кирилл Мартынов
философ, преподаватель НИУ ВШЭ, главный редактор «Мнения.ру»

«Город будет отвоеван Сетью»

21 декабря 2011, 12:51

Фото: hse.ru

Город в последнее время становится главной звездой мировых медиа. Впервые за всю историю человечества половина населения планеты живет в городах. А к 2050 году горожанами станут уже две трети жителей земли. Социологи, которые в конце прошлого века вслед за Маршаллом Маклюэном твердили о «глобальной деревне», сегодня предпочитают провозглашать рождение глобального города точек в пространстве, связанных коммуникационными узлами, авиационными линиями и работой транснациональных корпораций. Такой город становится местом, где концентрируются высокооплачиваемые профессионалы, доходы которых в разы превышают среднюю заработную плату их соотечественников.

Ультрасовременные скоростные трамваи с бесплатным Wi-Fi, в которых так удобно работать, идут по рельсам пустыми

На примере Москвы нам хорошо известно, что город становится не только образом будущего для планеты, надеждой на победу над бедностью, но и главным источником наших повседневных проблем. Инфраструктура мегаполисов не справляется с нынешними темпами урбанизации. В городе трудно купить жилье, ведь спрос на него при любых темпах строительства будет опережать предложение. Трудно отдать ребенка в детский сад. А значит, семьям приходится замедлять погоню за карьерными бонусами главной целью существования в мегаполисе. В больших городах тяжело приходится пенсионерам, доходы и темп жизни которых невысоки. Ну а главная московская беда, которая в последние годы становится «бутылочным горлышком» для деловой активности в столице и даже политической проблемой, это, конечно, пробки.

В сущности, все решения проблемы дорожного коллапса в мегаполисе хорошо известны. Для начала нужно понять, что задача транспортной системы это перемещение в пространстве людей, а не автомобилей. И что, соответственно, безусловный приоритет имеет сначала пешеход, потом велосипедист (правда, этот персонаж не слишком актуален для российского климата), затем общественный транспорт, и только в самую последнюю очередь личные автомобили. Парковка в центре города не может быть бесплатной. За роскошь полюбоваться кремлевскими стенами из собственного авто, вообще говоря, нужно платить. Одними запретительными мерами, конечно, не ограничиться, поэтому современный город обязан предлагать взамен удобные развязки, высокоскоростные хайвеи без светофоров и других помех для движения, перехватывающие парковки в ближних пригородах и, наконец, удобный и адекватный общественный транспорт.

И все же мне кажется, что решение проблемы пробок связано не столько с технологиями и инвестициями, сколько с идеологией. Вне зависимости от того, насколько удобны развязки, если все решат ездить только на личных автомобилях, город встанет. Нетрудно представить себе ситуацию: мы инвестировали огромные деньги в развитие общественного транспорта, ввели платный въезд в центр города, а люди, чертыхаясь, продолжают каждое утро садиться в свои автомобили. Мы просто вынудили их больше работать, чтобы оплачивать городскую жизнь своего любимого «Форда». Ультрасовременные скоростные трамваи с бесплатным Wi-Fi, в которых так удобно работать, идут по рельсам пустыми.

Получается, что речь нужно вести о том, чтобы поменять систему ценностей. Вспомним, что изначально автомобильный бум возник в США и предопределил бегство людей из больших городов, массовый исход в пригороды. Сегодня социологи говорят о «возвращении в города». Выживание глобального города, возникающего на наших глазах, зависит от того, сможем ли мы убедить людей отказаться от внутригородского использования личного автомобиля.

Общественное мнение будет с неизбежностью эволюционировать в этом направлении. Лица, передвигающиеся в центре города на автомобиле, будут объявлены изгоями. Их поведение будет признано антисоциальным, как, скажем, поведение наглецов, лезущих без очереди. Им будут вменять разрушение экологии города, угрозу для пешеходов и велосипедистов (вдруг в России неожиданно потеплеет?), вторжение в эстетику исторических мест и, наконец, эгоизм. Предполагаю, что уже в ближайшие годы мы столкнемся с резким ростом подобных настроений.

Кто будет атаковать автомобилистов, закованных в железные латы, купленные в рассрочку? Разумеется, никакая централизованная организация, мэрия или государство, не справится с такой задачей. Да и не отважится ее ставить опять же по политическим причинам. Проблема пробок будет решена поколением Facebook*, выросшим в социальных сетях и преодолевшим собственный индивидуализм во имя новых форм коллективизма, цифровой общины. Для этих людей, мобилизованных сетевыми связями, свобода, независимость и самоуважение уже не будут зависеть от обладания престижной маркой автомобиля. А удобный и современный общественный транспорт (непременно с Wi-Fi!) станет логичным продолжением их привычной формы существования онлайн для городского пространства.

Вот мое предсказание: цифровые номады вытеснят автомобиль за пределы глобального города. Город будет отвоеван Сетью. Ведь возможность работать с информацией в дороге важнее иллюзии свободы на ней.

Источник: Блог Кирилла Мартынова

* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?