Два человека развивали теорию Маркса в противоположных направлениях.
Один из них – Эдуард Бернштейн, автор знаменитого слогана «Движение – все, конечная цель – ничто».
Самый нехороший, гадкий собственник управляет производством лучше, чем самый прекрасный государственный чиновник
Под движением он подразумевал рабочее движение, под конечной целью – революцию, без которой, как он полагал, можно и обойтись. За это Бернштейна прозвали в СССР главой ревизионистов и ренегатов.
Бернштейн полагал: рабочий класс, вопреки учению Маркса, не спешит совершать революцию. И не нужно. Мы будем бороться за права рабочих, но без всяких революций. Учение Берншейна заложило основу современной социал-демократии.
Вторым был небезызвестный Ульянов. Он полагал: рабочий класс не может совершить революцию в силу своей занятости и отсталости. Поэтому от имени рабочего класса революцию должны совершить специальные люди – профессиональные революционеры.
Ленин и Бернштейн являются предтечами двух видов социализма: тоталитарного советского образца и социал-демократического шведского.
Однако и Ленин, и Бернштейн настаивали на национализации средств производства.
Спустя много лет, после многочисленных экспериментов по национализации, проведенных во многих странах, во всем мире поняли, что национализация экономических проблем не решает, а создает.
Лишь недавно был отменен знаменитый п. 4 в программе английских лейбористов, гласящий о том, что необходимо стремиться к обобществлению, то есть национализации экономики.
Опыт многих стран мира показал, что государственное управление чем бы то ни было менее эффективно, чем частное. Весь ход истории неопровержимо доказал, что самый нехороший, гадкий собственник управляет производством лучше, чем самый прекрасный государственный чиновник. Ибо у собственника есть могучий стимул – личный интерес.
Но лишь одна область до сих пор остается неприватизированной. Это – само государственное управление.
Я предлагаю уникальный проект: создание первого в мире акционерного государства. Итак, выпускаем акции предприятия The Russian Federation LTD и продаем их на мировых биржах: в Нью-Йорке, Лондоне, Гонконге и т. д.
Эта акция будет иметь два важных последствия. Во-первых, в страну рекой потекут деньги, о кризисе можно будет забыть. Во-вторых, станут ненужными сотни госучреждений, их можно будет упразднить, тысячи бывших чиновников освободятся для продуктивной работы. Государством будет управлять небольшая группа специалистов-менеджеров, нанятая советом акционеров. Эти управленцы будут получать процент с прибыли и будут заинтересованы в максимальной эффективности своей деятельности. А для того чтобы они не воровали, контролировать их деятельность должны другие люди, избираемые народом. Система идеальная. Как говорил Райкин с подачи Жванецкого, «на заборах вместо голубей этих дурных индюки будут сидеть». Россия тут же опередит по уровню жизни все развитые страны. Бесплатное образование на всех уровнях, повышение пенсий в несколько раз, декретный отпуск матерям до семи лет ребенку; рост зарплат, бесплатное жилье для всех. И настанет в стране полный капиталистический коммунизм. Ленину с Марксом такое и не снилось. При такой ситуации в страну рекой потекут иностранные инвестиции. За право вложений капитала в Россию будут бороться крупнейшие мировые фирмы.
Разумеется, перейти сразу к приватизации огромной страны целиком сложно. Поэтому можно (и такие эксперименты уже проводятся в разных странах) приватизировать отдельные области государственного управления. Например, сбор налогов.
Хорошо известно, что любая приватизация сопровождается увольнениями. Поэтому нынешние руководители всех рангов будут отчаянно сопротивляться этому революционному нововведению. Найдутся и те, кто обвинит автора данного проекта в экономической безграмотности, станут писать жалобы, и т. д.
Я уже предвижу возмущение комментаторов и не удивляюсь, если узнаю, что большинство из них трудятся на ниве государственного управления.
После того как один из мудрых комментаторов назвал меня хитрым и опасным врагом русского народа, меня уже ничем не удивить.
От чиновников всех рангов, вплоть до первых лиц государства, проще всего откупиться, назначив им пожизненные досрочные пенсии в размере нынешних зарплат и предоставив пожизненную юридическую неприкосновенность – гарантию от судебного преследования. Это – единственный способ дать им уйти живыми. Иначе они будут сопротивляться до последнего, чему мы в последнее время видим немало примеров. Разумеется, размер этих пенсий должен включать в себя среднемесячную сумму получаемых ими откатов и взяток. Иначе ведь они не уйдут.
Специально для газеты ВЗГЛЯД