В сборнике Генпрокуратуры РФ «О состоянии преступности в России за январь–июль 2021 года» сообщается, что каждый десятый россиянин, который становится жертвой кибермошенников, является пенсионером. Зачастую им звонят по сотовому телефону и представляются сотрудниками банка, рассказывают, что с банковской карты предпринята попытка перевода денежных средств неизвестному лицу. Все они действуют по-разному, но суть одна – обмануть человека по ту сторону телефона и завладеть его деньгами. Как же определить, что человеку от лица банка звонят мошенники?
«Чаще всего злоумышленники просят скачать приложение, продиктовать пароли из СМС или пуш-уведомления, снять деньги в банкомате и перевести на якобы безопасный счет. Кроме того, телефонные мошенники могут требовать сообщить срок действия карты, ПИН-код, а также CVC\CVV-коды. Но любой запрос такой информации по телефону или призыв к действию – явный признак того, что вас собираются обмануть. Такое общение стоит немедленно прекратить и позвонить в банк самостоятельно по номеру, указанному на обратной стороне карты или на официальном сайте кредитной организации», – говорит эксперт Дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России Ольга Дайнеко.
Как правило, мошенники стараются не отпустить жертву с крючка, продолжает эксперт. Для этого используются психологические приемы: не дают прервать разговор, нагнетают обстановку («сейчас или будет поздно»), говорят уверенно и с нажимом. Нужно понимать, что настоящий сотрудник банка не будет давить на клиента, даже если у клиента есть риск потерять деньги, поскольку сотрудник действует по отработанному алгоритму и не может превысить свои полномочия или нарушить нормы деловой этики.
«Настоящий сотрудник банка спросит данные, которые не предоставляют прямого доступа к банковскому счету, а лишь позволяют идентифицировать клиента – фамилию, имя и отчество, дату рождения, кодовое слово и т. п. В большинстве случаев это происходит именно при обращении в финансовое учреждение самого клиента по телефону», – рассказывает собеседник.
Заместитель руководителя Дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России Анна Чаплыгина дает следующий практический совет: «Кто бы вам ни звонил по денежным вопросам, кем бы ни представлялся и какую бы тревогу у вас это ни вызывало – сразу решительно говорите «нет». Единственное, что важно вычленить из речи звонящего – о какой организации речь», – говорит эксперт.
Она отмечает, что затем необходимо найти на официальном сайте контактный телефон и самостоятельно по нему позвонить. Почти наверняка выяснится, что никакой катастрофы не происходит, а звонили мошенники.
Ранее на портале «Госуслуги» в новом разделе «Жизненные ситуации. Правопорядок: финансовое мошенничество» россиянам дали 14 советов, как защититься от мошенников. В первую очередь рекомендуется никому не сообщать и нигде не записывать секретные данные банковской карты, завести отдельную дебетовую карту для онлайн-покупок и держать ее с нулевым балансом, а также пополнять эту карту ровно на ту сумму, которая нужна для оплаты.