Самокаты нередко становятся причинами травм как самих водителей, так и пешеходов. Чаще всего случаются падения, однако не исключены и более серьезные последствия.
По данным представителя прокатной компании Whoosh Юлии Камойлик, шеринговые самокаты становятся причиной тяжелых травм реже, чем частные.
«Мы ограничиваем скорость – быстрее 25 км/ч наш самокат не поедет. Через приложение мы продвигаем знание ПДД и стиль управления самокатом, уважительный к остальным жителям города. У нашего сервиса есть возрастное ограничение 18+, а тех, кто арендуют самокаты и передают управление детям, штрафуем и блокируем. Блокируем и тех, кто едет на самокате вдвоем: это крайне небезопасный способ, при котором легко потерять контроль. Пьяное вождение тоже запрещено. Способа полностью контролировать того, кто управляет самокатом, нет, так что в любом случае ответственность несет тот, кто на нем едет», – рассказала она порталу 74.ru.
Представитель еще одного сервиса проката Urent Алена Сухаревская советует приобретать страховку на случай инцидента. Человек может застраховать свои здоровье, имущество, а также здоровье третьих лиц на время поездки. При этом компенсацию может получить и тот, кто пострадал в результате наезда самоката.
Екатеринбурженка Анна Шмелева рассказала порталу E1.ru, что по тротуарам пешеходам стало ходить небезопасно из-за «нашествия» самокатов.
«Люди, которые прогуливались вечером, шли с детьми, гуляли в наушниках, двигались с палочкой или с собачкой, или просто влюбленная пара, которая глядит только друг на друга. Все они, все без исключения шарахались на своем законном тротуаре перед нашествием электросамокатов. Они бросались в кусты, оглядывались, шли вполоборота. И главными здесь были не они. А те, кто ехал с сильным ветерком, искренне считали, что они короли. Что это им должны уступать. А некоторые даже ругались», – отметила девушка.
По ее словам, самыми непредсказуемыми на тротуаре являются дети, поэтому передвигающимся на самокате необходимо особенно следить за их перемещением.
«Я с удивлением обнаружила, что многие на полной скорости обгоняют такие компании в миллиметре от детской ножки или неожиданно взмахивающей ручки», – пояснила Шмелева.
По мнению жительницы Екатеринбурга, каждый, кто встает на электросамокат, должен сначала узнать все правила, тренироваться вдали от людей и думать как пешеход.
«И в конце концов, на каждом самокате перед лицом человека между левым тормозом и правым газом должно большими буквами быть написано: «Пешеход тут главный», – заключила она.
Тот факт, что самокат на тротуаре является незваным гостем отмечает и житель Омска Андрей Мима, который и сам является пользователем этого вида транспорта.
«Чувство страха в комфортной для пешехода среде, где никто не движется быстро и не представляет опасности, — нездоровое состояние. За это состояние отвечает тот, кто создает угрозу», – рассказал мужчина NGS55.ru.
«Пешеход не обязан следить за обстановкой вокруг, он ожидает, что на тротуаре все движутся плюс-минус с его скоростью. Он имеет право залипнуть в телефон и вообще не смотреть на дорогу, настолько комфортным должен быть тротуар», – продолжил Мима.
Он пояснил, что звонок на тротуаре не следует использовать ни при каких обстоятельствах, потому что такой звуковой сигнал пугает пешехода. «Люди от звонка шарахаются в сторону, потому что думают, что их сейчас собьют», – пояснил мужчина.
«Кроме страха, есть еще причина почему, звонок неуместен. С чего вдруг пешеход вообще должен вам уступать? Представьте себе человека, который без всякого велосипеда громко крикнул: «А ну-ка, все немедленно расступились, я иду». Это бытовое хамство. На тротуаре все равны, ни у кого нет морального права просить приоритета. Не нравится – обойди. Хочешь идти быстрее, но не можешь обойти — попроси вежливо. Поэтому этичное поведение самоката на узком тротуаре – сбросить скорость почти до нуля, приблизиться к людям и голосом спросить у них, не против ли они, если вы их объедете. Точно так же, как вы бы поступили, будучи пешеходом. А распугивать пешеходов под угрозой физических увечий, держать их в страхе и считать, что они вам должны, потому что вы тут едете с ветерком на транспорте, – это варварство», – добавил Мима.
Формально владельцы самокатов являются пешеходами, поэтому в случае ДТП с автомобилем оно будет классифицироваться как наезд на пешехода. С подобной ситуацией столкнулся житель Челябинска Николай, в автомобиль которого врезался человек на самокате.
«Остановился в дворовой зоне пропустить пешеходов, женщина махнула мне рукой, мол, проезжай, я тронулся, и в этот момент сбоку со всей дури прилетает самокат: скорость была такой, что помялось крыло моего кроссовера. Парень летел по тротуару и думал, я его вижу и пропущу. Я же просто не ожидал, что кто-то полетит через дорогу со скоростью Усейна Болта, тем более видимость в этом месте ограничена — он выскочил из-за забора. А потом начал кричать, что я обязан был его пропустить», – рассказал он.
Стороны не смогли договориться мирно и вызвали ГИБДД. «Инспектор отвел меня в сторону и сказал: «Я понимаю твою позиции, но формально этот парень на самокате – пешеход». В итоге оформили обоюдку, дали друг другу расписки об отсутствии взаимных претензий», – сказал Николай. При этом он уверен, что подобные инциденты вскоре станут нормой, поэтому он призывает прокатчиков приложить все усилия, чтобы искоренить подобное отношение к езде на самокате.
Нередко «самокатчики» создают проблемы не только на тротуаре, но и на проезжей части, выезжая прямо в поток машин.
Так, в Санкт-Петербурге около пешеходного перехода Лермонтовского проспекта и улицы Союза Печатников автомобиль сбил девушку на самокате, которая выехала на дорогу. Пострадавшая была доставлена в больницу, передает телеканал «Санкт-Петербург».
Между тем в Петербурге намерены запретить парковать самокаты ближе 15 метров от остановок общественного транспорта и станций метрополитена, а также ездить по городу со скоростью свыше 15 км/ч.
Напомним, в ноябре 2020 года Минтранс предложил ограничить скорость передвижения на электросамокатах и гироскутерах, а также ввести новые дорожные знаки, регулирующие движение средств индивидуальной мобильности (СИМ). Ведомство также предложило установить приоритет для пешеходов над пользователями СИМ при движении по тротуарам.