Главной новацией законопроекта является введение нового типа муниципального образования – муниципальный округ. Такая правовая унификация позволит исключить практику образования на исключительно сельских территориях городских округов, пишет РАПСИ.
В то же время инициатива призвана сократить число местных чиновников на порядки (по предварительным подсчетам, в некоторых местах их число уменьшится в пять раз). В частности, это позволит сэкономить деньги для реализации программ по улучшению социальной инфраструктуры на территории поселений.
Объединение поселений и преобразование муниципальных районов в округа за последние три года превратилось во всероссийский тренд. В апреле 2017 года был принят федеральный закон № 62–ФЗ, который предусматривал вариант преобразования муниципального района путем объединения поселения с уже существующим городским округом.
Однако наиболее распространенным в регионах оказался процесс объединения всех поселений муниципального района в одно поселение с последующим наделением его статусом городского округа. В результате, несмотря на наличие закона, жители и власти различных регионов искали собственные способы укрупнения муниципальных образований. Все это привело к чрезвычайной пестроте различных правовых практик, подавляющее большинство из которых не были в полной мере легальны.
Предложенная новым законопроектом форма муниципального округа позволит корректно в экономическом, социальном и правовом аспектах объединить несколько поселений. Это снизит издержки на управление, сократив количество чиновников, а в конечном итоге даст возможности увеличить консолидированный бюджет муниципального образования.
Например, даже в относительно депрессивном Ставропольском крае только в Минераловодском городском округе за счет сокращения административного аппарата сэкономили в 2017 году 55 млн рублей.
Специфика таких территорий в том, что 90% бюджетов сел и поселков дотационные. Для получения помощи от более богатых населенных пунктов им требуется пройти долгую бюрократизированную процедуру. В случае же создания муниципального округа, подразумевающего единый бюджет, власти смогут оперативно реагировать на нужды поселений и сбалансированно распределять средства между ними.
Высвобожденные за счет сокращения чиновничьего аппарата средства могут быть направлены на развитие территорий, в том числе отдаленных. В то же время упорядочение новым законопроектом процесса преобразования муниципальных районов в округа позволит снизить издержки в управлении землей и имуществом.
Кроме того, авторы инициативы рассчитывают на привлечение инвесторов: в образованиях, аналогичных планируемым муниципальным округам, они, как правило, готовы активнее вкладываться в развитие экономики территории, поскольку решать все вопросы можно только с одной администрацией округа без траты сил на прохождение ряда бюрократических ступеней.
При этом новый законопроект не предусматривает механизм автоматического преобразования всех муниципальных образований под единую модель. Согласно нему, появление муниципального округа возможно только в случае наличия объективных экономических, социальных, демографических, инфраструктурных предпосылок.
Преобразование территории будет легальным только в том случае, если это поспособствует его развитию. Кроме того, для преобразования требуется поддержка представительных органов всех поселений и муниципального района.
Как географический объект населенный пункт, включенный в муниципальный округ, продолжит существовать в прежних границах. Соответственно жители села так ими и останутся, даже если войдут в состав муниципального округа. Без изменений останутся и льготы, положенные жителям сельской местности, также сохранится прежний уровень налогообложения.
Изменится, в первую очередь, система управления. В данный момент существует определенная неразбериха с полномочиями муниципалитетов. Отсутствует единое нормативно-правовое поле: районные власти издают одни акты, поселения – другие, а результате эти документы зачастую по содержанию дублируются, что влечет дополнительные расходы бюджета. После принятия законопроекта эти проблемы будут частично решены: главы поселений будут освобождены от бумажной работы, что позволит им уделять больше времени практическим мерам в ответ на запросы местных жителей.
Непосредственным аналогом законопроекта выглядит современный опыт прибалтийских и скандинавских стран. Особенно выделяется Финляндия, где только за последние четыре года количество муниципальных образований уменьшилось в четыре раза.
Финская реформа муниципальных территорий – проект «Парас» – предусматривает слияние коммун и присоединения частей одних коммун к другим для создания муниципалитета на основе занятости населения или иной функциональной целостности, обладающей экономическими или ресурсными предпосылками.
Успех реформы по укрупнению муниципалитетов заставил финские власти перейти к новой ступени централизации территориального управления. Проходящая почти параллельно с воплощением в жизнь российской программы создания муниципальных округов финская реформа предполагает передачу с этого года в ведение провинций от муниципалитетов двух ключевых отраслей – здравоохранения и социального обеспечения. Результатом этого станет переход в регионы около половины служащих муниципалитетов.
Аналогичные действия предпринимаются и в других соседних с нами северо-европейских странах. Присутствует, конечно, и негативный опыт. Например, в Эстонии, по словам экспертов, после укрупнения муниципалитетов сильные стали еще сильнее, а слабые совсем не развиваются. Предположительно, это происходит из-за того, что из последних уходят представители власти. Однако новый российский законопроект учитывает опыт данной проблемы и предусматривает сохранение для всех граждан возможности непосредственного доступа к органам власти.