В первый день работы услуги наблюдатели «Национального общественного мониторинга» посетили МФЦ в 57 субъектах страны, сообщает пресс-служба НОМ. В одном регионе возникли проблемы – в республике Башкортостан не смогли оказать заветную услугу, там не работала специальная программа. Наблюдатели НОМ пообещали вернуться и проверить, как пройдет процесс перерегистрации.
В целом МФЦ справились с задачей, во всех остальных случаях заявлениях от избирателей были приняты. В НОМ также рассказали подробности проверки.
«Каждый житель нашей страны с содроганием предвкушает поход в подобные учреждение: очереди стали неотъемлемой частью нашей жизни. Переступив порог МФЦ, наблюдатели НОМ столкнулись с разным приемом. Где-то, например, в Марий Эл, Хакассии и Тульской области, избирателю, решившему прикрепиться к другому избирательному участку, пришлось потратить от 40 минут до часа личного времени на ожидание, пока заветное табло покажет его номер. В среднем ожидание было в пределах 10 минут», – говорится в сообщении пресс-службы.
С большой ответственностью подошли к оказанию новой услуги в Астраханской, Воронежской, Костромской, Курганской, Магаданской, Новгородской, Самарской, Смоленской, Тамбовской областях, республиках Алтай, Мордовия и Татарстан и в Москве. Ожидание приема в МФЦ, находящихся в этих регионах, составило менее минуты. В ряде регионов организовали работу отдельных окон для оказания услуги по включению в список избирателей на избирательном участке по месту нахождения.
Вместе с тем в распоряжении сотрудника МФЦ не оказалось базы с избирательными участками в Новосибирской, Псковской, Омской областях, в республиках Удмуртия, Хакасия, Мордовия, Калмыкия и в городе Санкт-Петербурге. В Хабаровском крае по этой причине избирателю пришлось отстоять в очереди два раза и самостоятельно уточнять адрес и номер УИК по горячей линии Центризбиркома.
«Сам процесс заполнения заявления не вызвал затруднений ни у одного наблюдателя: сотрудники МФЦ в большинстве случаев самостоятельно заполняли форму через специализированную программу. В тех регионах, где заявление требовалось в письменном виде – на информационных стендах были подробные инструкции», – сообщается на сайте НОМ.
В среднем по России у окна МФЦ избиратель проводил 10 минут. Менее пяти минут, заявленных ЦИК, потратили избиратели в Воронежской, Амурской, Кемеровской, Сахалинской, Ярославской областях и Кабардино-Балкарской Республике. Рекордсменами стали Астраханская и Смоленская области, где избирателей обслуживали за минуту и полторы минуты соответственно.
Дольше всего процесс включения в список избирателей занял в Москве – 40 минут. Причиной стало отсутствие в базе конкретного избирательного участка, на котором хотел проголосовать избиратель.
Кроме того, наблюдатели поставили свои субъективные оценки компетентности сотрудников МФЦ. В большинстве регионов в МФЦ смогли ответить на ряд поставленных вопросов, таких как: «Смогу ли я поменять избирательный участок еще раз, если изменятся обстоятельства?», «Когда я могу удостовериться, внесен ли я в список избирателей на новом избирательном участке?» и «Какие документы необходимо иметь при себе для голосования на избирательном участке по месту нахождения?». Когда сотрудники МФЦ затруднялись дать однозначный ответ, они прибегали к помощи своего руководства или ссылались на горячую линию ЦИК России.
Сообщается, что МФЦ в субъектах России в целом прошли проверку НОМ.