«Это уникальный проект и, в принципе, он почти готов. Уровень готовности можно определить в 95-96% за исключением определенных технологических процедур», - передает его слова РИА «Новости».
При этом Лихачев заметил, что в связи с инновационностью плавучего энергоблока возникла неопределенность - неясно, как будут применяться к этому проекту положения морского права, которое «не успело» за российскими разработками.
«В нем отсутствует понятие «несамоходного плавучего ядерного объекта». Поэтому многие вопросы, которые задают нам наши соседи и партнеры по Балтийскому региону, юридически не могут быть решены», - сказал Лихачев.
Он отметил, что для того, чтобы избежать двойной трактовки правовых документов и «серых зон» в регулировании передвижения плавучей АЭС от Санкт-Петербурга до Певека, решено произвести загрузку ядерного топлива в Мурманске - как можно ближе к объекту потребления - уже после окончания строительства энергоблока.
«Одновременно в Мурманске пройдут комплексные швартовные испытания, которые полностью ответят на вопросы о 100-процентной безопасности плавучего блока», - пояснил Лихачев.
Он добавил, что база «Росморфлота» в Мурманске имеет необходимые компетенции, инфраструктуру и специалистов для загрузки топлива, кроме того, решение оправданно с экономической и технологической точек зрения. Лихачев, в частности, указал на многолетний опыт по безопасной эксплуатации атомного ледокольного флота.
«Саму транспортировку по Балтике, по Скандинавскому региону мы будем осуществлять без ядерного топлива на борту», - подчеркнул Лихачев, добавив, что это сделано по желанию стран Балтики и Скандинавии. Именно благодаря этому будет снята существующая юридическая коллизия.
«Мы действуем из принципа добрососедства с нашими партнерами», - заявил глава Росатома.
При этом на стоимость проекта и срок ввода эксплуатации принятое решение не повлияет - выдача энергии, как ожидается, начнется в конце 2019 года.
Энергоблок войдет в состав плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС), предназначенной для Крайнего Севера и Дальнего Востока - так, благодаря ей будет обеспечено надежное энергоснабжение Чукотки. Энергоблок строится на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге, а в эксплуатацию его введут в порту Певек на Чукотке в декабре 2019 года.
В основу проекта положены проверенные в течение нескольких десятилетий технологии ледокольных ядерных реакторов. Энергоблок оснащен двумя реакторными установками КЛТ-40С мощностью по 35 МВт. Проект ПАТЭС разработан в соответствии с требованиями МАГАТЭ по безопасности, он неуязвим для цунами и иных природных катаклизмов.