По словам источника, близкого к правительству Украины, предлогом для прекращения железнодорожного пассажирского сообщения с Россией станет нежелание РЖД прекратить пассажирские перевозки в Россию из зоны проведения силовой операции в Донбассе, сообщил «Коммерсант».
По данным издания, из Донецка в российский Таганрог курсирует электричка, цена билета – 17 рублей.
Как отметил бывший заместитель министра транспорта Украины Александр Кава, о готовящемся прекращении пассажирских перевозок заговорили сразу после введения Украиной антироссийских санкций на прошлой неделе и прекращения перевозок грузовых.
Он также добавил, что «Укрзализныця» уже зафиксировала «снижение пассажиропотока железнодорожным транспортом между Украиной и Россией более чем на 60% за последний год», однако даже после этого пассажиропоток насчитывает почти 2 млн человек в год. Как признает Кава, это очень выгодные для Украины перевозки, так как они совершаются составами украинского формирования, а цена в четыре раза выше внутриукраинского тарифа.
Он уточнил, что в настоящий момент прямые поезда российского формирования между Россией и Украиной не курсируют. По словам Кавы, в результате отмены пассажирского железнодорожного сообщения выиграют частные предприниматели, осуществляющие автотранспортные перевозки в Россию из приграничных украинских городов.
Еще один потенциальный выгодоприобретатель – белорусская авиакомпания «Белавиа», наладившая авиационное сообщение Украины с Россией через Минск после запрета украинскими властями прямых рейсов в октябре 2015 года. По информации издания, в «Белавиа» уже начали готовиться к увеличению пассажиропотока на направлении Москва – Минск – Киев.
В Блоке Петра Порошенко (БПП) заявили, что «любое обострение отношений с Россией, будь то отключение соцсетей, прекращение железнодорожного сообщения или перспектива введения виз, поднимают рейтинг президента в глазах патриотически настроенного электората». «Именно поэтому подобные темы в последнее время и возникают, независимо от их экономической целесообразности», – пояснил депутат Рады от БПП.
Между тем, по словам источников в структурах РЖД Воронежской и Белгородской областей, их «больше всего настораживает» гипотетическая возможность прекращения транзитного сообщения с Югом России через территорию Украины, так как строительство железнодорожной ветки в обход украинской территории еще не завершено. «Если перекрыть сообщение там, летом возникнет сложнейшая ситуация с перевозками, например в Краснодарский край и обратно», – отмечает источник.
Напомним, 18 мая представитель РЖД сообщал, что в компании официально не получали уведомление от Украины о прекращении пассажирского железнодорожного сообщения с Россией.
В марте сообщалось, что «Российские железные дороги» откроют направление Москва – Адлер в обход Украины осенью 2017 года – на год раньше планировавшихся сроков.