Руководитель аналитического отдела АНО «НИИ Политической Социологии» Дмитрий Попков считает, что переход Нижнего Новгорода на одноглавую модель местного самоуправления (МСУ) отвечает общей направленности федеральной внутренней политики. По его словам, действия врио губернатора Глеба Никитина направлены на выстраивание в области вертикали власти. «Если Никитин получил такую поддержку, то это полностью укладывается в общероссийский тренд по укреплению исполнительной вертикали власти», - считает Попков.
Он указал на то, что Никитин открыто проводит реформу местного самоуправления, прибегая к публичным и откровенным консультациям с главами МСУ, депутатами.
«Если судить по публикациям в региональных СМИ, врио губернатора вполне открыто заявляет о своей позиции. Если смотреть на историю Нижнего Новгорода, то в городе довольно долгое время была одноглавая система власти, как и в других городах. Введение постов сити-менеджера и руководителей местных муниципалитетов совпало по времени с появлением в области Валерия Шанцева. Тогда им активно насаждалась эта схема для МСУ. Где-то это проходило довольно гладко, а где-то у Шанцева были большие трудности, например, в Дзержинске. Там граждане неоднократно выходили на многочисленные митинги, пикеты. Горожане пытались отстоять одноглавую систему муниципальной власти и прямые выборы мэра. К сожалению, им это не удалось. В данном случае новый губернатор ведет себя открыто. Он взаимодействует с нынешними руководителями города и четко высказывает им свою позицию», - отметил Попков.
С такой же оценкой согласен и другой эксперт - руководитель Центра общественно-политических проектов Константин Листратов. Он указал, что Никитин проводит реформу не кулуарно, а открыто посредством публичных консультаций с депутатами.
«В данном случае реформа основана в том числе и на изучении общественных запросов, которые транслируются через депутатов. Я думаю, что это обстоятельство обязательно учитывается», - сказал Листратов газете ВЗГЛЯД,
Реформу МСУ он назвал абсолютно своевременной. Врио губернатора выстраивает прочную вертикаль власти в регионе, что отвечает общему ходу событий на федеральном уровне. На это указывает активная поддержка со стороны полпреда президента в Приволжском округе, считает Листратов.
Попков тоже говорит, что реформа МСУ назрела давно. «У нас впереди очень непростой 2018 год. Это год выборов президента. Нижний Новгород будет участвовать в чемпионате мира по футболу. Перед городом стоят серьезные задачи. Для их выполнения система власти с одним мэром города будет наиболее эффективной. Это будет очень своевременно», - считает социолог.
В свою очередь гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов указывает, что в нынешнем виде МСУ создает очень специфическую структуру элит в регионе. Особенно это касается гордумы и близких к ней элит. «Она явно неоптимальная с точки зрения эффективности управления.
В силу этих соображений и многих других она вызывает серьезный вопрос у федерального центра. Долгое время у Шанцева был конфликт с мэром Сорокиным, который сохраняет свое влияние и сегодня.
Эта подконтрольность городским элитам целых сегментов городского управления, в том числе имущественного комплекса – вызывает проблемы эффективности», - сказал Орлов газете ВЗГЛЯД.
По его словам, предложение Никитина реформировать МСУ – не его «блажь и не попытка самоутвердиться» таким образом. «Это серьезная политика, которая согласована с федеральным центром. Если какая-то часть нижегородских элит еще не понимает этого, если до нее не дошли определенные сигналы, то, видимо, они в ближайшее время дойдут», - прогнозирует Орлов.
Политолог напомнил, что когда Никитин представлял своего потенциального кандидата на должность главы города, «это было демонстративно унизительно, - в частности, реакция экс-мэра Сорокина». «Все это требует серьезной корректировки. Одноглавая система – это принципиальный и для Никитина, и для федерального центра, и для полпредства вопрос», - уверен Дмитрий Орлов.
Попков тоже уверен, что переход на одноглавую модель МСУ поможет бороться с формированием в городе кланово-олигархической системы управления, с попытками «приватизации» отдельных функций муниципальной власти, эскалацией конфликтов внутри элит.
«В данной ситуации, когда у нас глава городской думы и нанимаемый по контракту сити-менеджер, оба могут быть использованы различными нижегородскими элитами, какими-то финансовыми и политическими центрами влияния для лоббирования своих интересов. Губернатор пытается ввести единый пост руководителя города ради одной задачи. Сейчас в Нижнем Новгороде время не для внутриэлитных конфликтов, а для консолидации элит», - уверен социолог.
Дмитрий Попков полагает, что отказ от двуглавой системы повысит уровень доверия к власти со стороны общественности. «Давно уже назрели ожидания такой системы муниципального самоуправления Нижнего Новгорода. Это пятый по численности населения город России. О каком уровне доверия муниципальной власти и общественном контроле можно говорить, когда сейчас изрядная часть населения даже не знает фамилию сити-менеджера?», - подчеркнул эксперт.
В среду комитет по госвласти законодательного собрания Нижегородской области одобрил в двух чтениях законопроект, предусматривающий переход Нижнего Новгорода на одноглавую систему местного самоуправления. Согласно документу, выбирать главу города будут депутаты гордумы из кандидатов, представленных конкурсной комиссией.
Законопроект о переходе города на одноглавую модель МСУ ранее внес в местную думу врио губернатора Нижегородской области Глеб Никитин. Согласно законопроекту, кандидатуры главы города будет отбирать специальная конкурсная комиссия из числа депутатов думы и областных чиновников на паритетной основе. Такая модель существовала в городе до 2010 года. Но с приходом на губернаторскую должность Валерия Шанцева функции главы города были переданы председателю городской думы, а функции главы городской администрации исполнял человек, выбираемый на конкурсной основе и утверждаемый городской думой – сити-менеджер.