«Скорее всего, был какой-то отказ и экипаж решил прекратить взлет», – высказал свое предположение бывший командующий 4-й воздушной армией ВВС и ПРО, Герой России, генерал-лейтенант Валерий Горбенко.
Так он прокомментировал сообщения об инциденте на авиабазе Хмеймим. Напомним, отправившийся на боевое задание фронтовой бомбардировщик Су-24 при взлете с аэродрома выкатился за пределы взлетной полосы и разрушился. Экипаж погиб, не успев катапультироваться. Самолетом управляли капитаны Медведков и Копылов, сообщает телеграм-канал Mash. В Минобороны не подтверждают фамилии погибших, но отмечают, что пилоты были опытными.
Вероятно, летчики начали прекращать взлет уже во второй половине разбега, а потому скорость уже была большой и им не хватило полосы, чтобы его остановить, полагает генерал-лейтенант Горбенко. «Вылетел за полосу и там, видимо, или перевернулся, или взорвался – разрушение может быть разное», – добавил он.
«Кресла на Су-24 позволяют катапультироваться с земли при скорости более 140 км/ч. Мне кажется, что летчики все-таки надеялись, что остановятся.
Они до последнего работали над тем, чтобы остановиться и сберечь самолет», – считает Горбенко.
Окончательную версию, конечно же, вскоре выявит комиссия по расследованию, отметил генерал. Однако он высказал свои предположения и относительно причин произошедшего. По его мнению, причиной была именно техническая неисправность. Возможность диверсии он считает очень сомнительной – 99 процентов, что ее там не было. «Там персонал чужой не допущен, там только те, кто друг друга хорошо знает. А из своих никто диверсию не совершит, это однозначно», – объяснил эксперт.
«По моему предположению, скорее всего, что-то произошло с двигателями. Может быть, конечно, с гидросистемой или с автоматикой. В любом случае это что-то серьезное, раз они решили прекращать взлет», – подчеркнул летчик.
Однако самолеты тщательно проверяют на предмет неисправностей. «Существует целая система проверки самолета, подготовки к полету, проводятся регламентные работы через определенные часы налета. Между вылетами списывается программа с тестера – там много параметров очень, как работала матчасть, как работала техника разных систем. Она просматривается специалистами объективного контроля, и если какие-то возникают сбои, сразу начинается проверка, самолет в воздух не выпускают», – рассказал Горбенко.
Сложно сказать, как так произошло, отметил собеседник. «Могла и проверка, конечно, не выявить, что отказала система. Второй вариант – неисправность проявилась уже при взлете», – указал он. По его словам, летчики перед взлетом тоже просматривают, все ли в порядке, все ли системы исправны – сейчас все высвечивается на экранах. «И если все нормально, то выруливают, начинают взлет. И вот здесь, возможно, и возник сбой», – отметил эксперт, добавив: «Дальше сложно сказать, какие действия были правильные, какие неправильные. Подсказал или не подсказал руководитель полетов, был или нет доклад от экипажа – тут очень много факторов».
Раньше на Су-24 бывали случаи прекращения взлета, поломки самолета, выкатывания за пределы взлетно-посадочной полосы с поломкой стоек шасси, рассказал Горбенко. «Катастроф я не помню, чтобы экипаж погибал», – отметил он. «Самолет давно в эксплуатации, он уже доведен до совершенства. Неожиданностей таких обычно не происходит», – добавил эксперт.
Существует мнение, что Су-24 – довольно сложная в управлении машина.
Однако Горбенко подчеркнул: «Любой самолет сложен в управлении. Но там летчики не 3-го класса и даже не 2-го, там подготовленный летный состав. В основном это летчики 1-го класса, которые опыт имеют хороший на этих типах самолетов».