Министр обороны Ирана Хосейн Дехган в интервью второму каналу иранского телевидения, которое вышло в эфир поздно вечером в воскресенье, объявил о прекращении полетов российской дальней авиации с иранской территории для нанесения ударов по боевикам в Сирии.
Дело в том, что российские военные хотели использовать авиабазу не только как аэродром подскока, но и как полноценный военный объект
Один из ключевых членов иранского правительства позволил себе редкую для высших официальных лиц Ирана публичную критику действий Москвы. Он выразил открытое недовольство тем, как новость об использовании базы освещалась российской стороной. «Русские заинтересованы в том, чтобы показать себя сверхдержавой и гарантировать свою роль в определении политического будущего Сирии. И конечно, с их стороны наблюдалась определенная доля позерства и неджентльменского поведения», - заявил Дехган, пишет «Коммерсант».
За день до своего интервью иранскому телевидению тот же Дехган провел брифинг для иранских СМИ, подробно объяснив мотивы, которыми руководствовался Иран, предоставляя базу для российской авиации.
«Это военное решение, принятое в рамках нашего сотрудничества в борьбе с ИГ и другими террористическими группировками и основанное на обращении сирийского правительства», - пояснил господин Дехган, добавив, что получено одобрение Высшим советом национальной безопасности страны.
В ответах главы Минобороны Ирана не было и намека на то, что использование российской авиацией авиабазы в Хамадане закончится столь быстро. Иранский министр заверил тогда представителей СМИ, что ВКС России будут взлетать с авиабазы в Хамадане «столько, сколько понадобится».
Отвечая на вопрос журналистов о той критике договоренностей с Россией, которая прозвучала на прошлой неделе в ходе дискуссии по этому вопросу в иранском парламенте, министр пресек любые попытки поставить эти договоренности под сомнение. «Меджлис не имеет к этой теме никакого отношения», - отметил он. Выступление министра заставило многих политиков, дипломатов и экспертов заговорить о новом этапе военно-технического сотрудничества Москвы и Тегерана.
Москва предпочла не раздувать скандал. То, что российские военные ушли из Хамадана, подтвердил посол России в Тегеране Леван Джагарян. При этом он дал понять, что ВКС России в будущем еще могут вернуться на авиабазу. «Если руководство наших стран сочтет это необходимым, целесообразным и достигнет соответствующих договоренностей, то какие проблемы могут быть?» - заявил Джагарян.
Источник в органах военного управления утверждает, что использование Хамадана сыграло «огромную роль» для поддержки правительственных сил в провинциях Алеппо, Дейр-эз-Зор и Идлиб, однако на данном этапе у сторон возникло «некоторое недопонимание».
Дело в том, что российские военные хотели использовать авиабазу не только как аэродром подскока, но и как полноценный военный объект с размещением там соответствующих арсеналов, но иранскую сторону такой вариант не устроил. Генерал Конашенков, впрочем, подчеркнул, что дальнейшее использование авиабазы «будет осуществляться на основе взаимных договоренностей по борьбе с терроризмом и в зависимости от обстановки в Сирии».
Как сообщил официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков, российские самолеты, наносившие удары по объектам боевиков в Сирии с иранской авиабазы в Хамадане, успешно выполнили все поставленные задачи и вернулись на территорию России, в дальнейшем ВКС будут использовать ее на основе взаимных договоренностей и в зависимости от обстановки в Сирии.