«Эта зависимость образовалась в 2009 году, когда киевские чиновники провели тендер, в котором победила компания «Укррослизинг», предложив вагоны, подавляющее большинство которых были российского производства. Согласно материалам созданной нами в 2015 году временной контрольной комиссии, Укррослизинг напрямую связана с российской компанией «ВЭБ-лизинг», являющейся дочерней компанией российского Внешэкономбанка и контролирующейся правительством страны», – передает ТАСС заявление Кличко.
Мэр отметил, что киевский метрополитен – стратегическое предприятие, которым ежедневно пользуются около 1 млн человек. В связи с этим арест 100 вагонов значительно усложнит ситуацию в транспортной системе столицы и дестабилизирует работу организаций города. «Учитывая беспрецедентность ситуации, я обратился к СНБО и лично к президенту Украины с просьбой помочь в решении этой ситуации. В частности, я предложил включить данный вопрос к рассмотрению в повестку дня заседания Совета национальной безопасности и обороны, рассмотреть возможность применения статьи 4 закона Украины «О санкциях», – добавил он.
Напомним, 24 февраля депутат горсовета от националистической партии «Свобода» Юрий Сиротюк сообщил, что прокуратура Киева возбудила уголовное дело в отношении руководства киевского метрополитена по подозрению в растрате госсредств в крупных размерах.
Согласно условиям контракта, с 2010 по 2013 год «Киевский метрополитен» получил от компании «Укррослизинг» 100 вагонов. Из них 25 были произведены в Полтавской области на Крюковском вагоностроительном заводе, а 75 – на российских Вагонмаше и Метровагонмаше. Однако сумма лизинговых платежей с 2009 по 2014 годы за вагоны так и не была выплачена в полном объеме.
Укррослизинг в судебном порядке добился признания долга, а последовавшие за этим апелляционные и кассационные жалобы «Киевского метрополитена» всеми судебными инстанциями вплоть до Высшего хозяйственного суда Украины были отклонены. 13 мая на вагоны был наложен арест, однако 25 мая решение было отменено.
Метрополитен в Киеве функционирует с 60-х годов прошлого века, имеет три линии и 52 станции, общая протяженность путей составляет около 70 км. По данным службы статистики мэрии, в 2015 году на его линиях курсировали 824 вагона.