Поводом для разборки, по версии следствия, стало желание начальника территориального отделения N3 ГБУ «Ритуал» Чабуева, фактически исполнявшего обязанности директора Хованского кладбища, взять под свой контроль работавших там таджиков-нелегалов, пишет «Коммерсант».
Руководствуясь исключительно корыстными, по версии следствия, мотивами, директор хотел принудить иммигрантов «передавать ему часть прибыли либо прекратить свою деятельность».
Для реализации этого замысла организаторы, полагает ГСУ СКР, привлекли большую группу молодых людей, в основном из «Здоровой нации». Об истинных целях акции, по версии следствия, Чабуев и Бочарников их не осведомили, заявив, что с таджиками необходимо «разобраться», поскольку те якобы вымогают деньги у посетителей, навязывая им свои услуги, и похищают памятники с могил.
Исполнителям, как следует из материалов дела, было поручено к полудню 14 мая приехать на Хованское, по возможности имея при себе холодное и огнестрельное оружие, открыто продемонстрировать его, оказав таким образом психологическое воздействие на таджиков, а затем избить тех, кто попытается оказать сопротивление.
В субботу группа вооруженных мужчин из нескольких десятков человек, как отмечает следствие, вошла на кладбище, демонстрируя при этом «явное неуважение к обществу и пренебрежение к окружающим» и «имея умысел на убийство неопределенного количества людей».
Все они, считает следствие, «понимали общественную опасность своих действий, однако относились к этому безразлично». Однако мигранты успели подготовиться к атаке, и «превосходство в численности и физической силе», как утверждает следствие, оказалось за ними. Нелегалам в итоге удалось оттеснить «Здоровую нацию» за территорию кладбища и обратить визитеров в бегство.
Отступая, «неустановленный соучастник» организаторов акции, как следует из материалов дела, произвел из «неустановленного оружия» выстрел по группе таджиков, смертельно ранив в сердце Сухроба Хушакова. Еще двое иммигрантов - Сайнуриддин Сабиров и Иноят Ризоев - погибли под колесами «Лады Приоры», на которой пытались вырваться из толпы нелегалов члены «Здоровой нации».
Происшедшее ГСУ СКР по Москве квалифицировало как «убийство двух и более человек, совершенное группой лиц по предварительному сговору», а также «хулиганство» (ч. 2 ст. 105 и ч. 2 ст. 213 УК), предъявив Чабуеву и Бочарникову обвинения в «организации» (ч. 3 ст. 33 УК) этих преступлений.
Квалификация этого преступления, по данным близкого к расследованию источника, выглядит довольно необычно. Дело в том, что при наличии двух предполагаемых организаторов убийства в деле отсутствуют его исполнители - всем остальным 12 арестованным участникам драки предъявили обвинения только в хулиганстве.
Интересно, что хулиганами следствие считает даже тех двух спортсменов, которые, спасаясь на «Ладе Калине», не справились с управлением и задавили Сабирова и Ризоева. Следствию, по данным источника, пока неясны до конца и обстоятельства гибели Хушакова.
Первичный осмотр его тела показал, что рабочий действительно погиб от огнестрельного ранения в грудь, однако его труп был обнаружен не на Центральном Хованском кладбище, у входа на которое происходило побоище, а на Северном Хованском. От места потасовки до места обнаружения трупа, по данным источника, около часа ходу.
Отметим, что проводивший первичный осмотр тела Хушакова судмедэксперт вообще выразил сомнение в том, что этот человек имел отношение к драке. По мнению специалиста, нелегала, скорее всего, застрелили не днем 14 мая, а накануне ночью.
Версию врачей косвенно подтвердил и глава общественной организации «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов, назвавший в одном из интервью убийство Хушакова «первой пулей» в событиях на Хованском кладбище.
По его данным, «таджика убил другой таджик», сотрудничающий с преступными группировками, которые пытались взять мигрантов под свой контроль. Прояснить ситуацию сможет только назначенная следствием судебно-медицинская экспертиза трупа.
31 мая Тверской суд Москвы санкционировал арест пятерых участников массовой драки с применением оружия на Хованском кладбище.