«Командно-штабная машина – это комплекс средств разведки и управления подразделениями на поле боя, – сообщили «Известия» слова официального представителя ВПК. – С помощью тепловизора, РЛС, средств видеофиксации машина контролирует окружающую обстановку. Она способна передавать данные навигации и разведки на командные пункты и другим подразделениям, в том числе оперативно отображая их на электронных картах. Кроме того, она обрабатывает и передает видеоинформацию о происходящем в режиме реального времени».
На базе автомобиля «Тигр-М» размещаются комплексы средств мониторинга: РЛС малой дальности, тепловизор, средства видеонаблюдения, мобильный комплекс радиолокационной аппаратуры, который можно развернуть вблизи машины и тем самым увеличить зону разведки, а заодно снизить заметность КШМ на местности.
В состав комплекса входит аппаратура со станцией спутниковой связи, радиостанция для речевой связи в УК- и КВ-диапазонах, система обмена данными, а также средства телефонной и видеоконференцсвязи.
КШМ способна вести разведку и управление в любое время суток, в сложных погодных условиях. Машина предназначена для использования как передовыми подразделениями, в зонах ведения интенсивных боевых действий, так и в тылу, для охраны местности и различных объектов.
Новая машина на базе автомобиля «Тигр-М» дополнит в войсках аналогичные КШМ, созданные на базе БТР-80 «Кушетка».
В настоящее время КШМ на базе «Тигра» активно используют в МВД. Бронеавтомобиль Р-145БМА прошел несколько военных конфликтов, подтвердив свои высокие характеристики. Так, по словам источника, в ходе одного из боеэпизодов КШМ Р-145БМА выдержала три попадания пуль из снайперской винтовки Драгунова в лобовое стекло водителя. А бортовая проекция машины сдержала 67 попаданий пуль и осколков гранат, сохранив жизнь экипажу.
«Создание комплекса КШМ на базе бронеавтомобиля «Тигр-М» обусловлено желанием военных иметь более маневренные пункты управления боевыми подразделениями, – говорит Суворов. – Именно в этом заключаются главные достоинства «Тигра». Кроме того, у него лучше, чем у БТРа, обзор для водителя, а также более высокие возможности для маскировки на поле боя. Он попросту меньше в размерах».
Как отмечает Суворов, единственный недостаток «Тигра-М» в сравнении с бэтээром в том, что он не умеет плавать и имеет небольшой внутренний объем. По словам Суворова, в БТР-80 проще организовать рабочие места командира и операторов. Тем не менее КШМ на базе «Тигра» востребована в таком звене, как командир бригады–дивизии: этим военачальникам не нужно находиться на переднем крае, но необходимо быстро перемещаться в зоне боевых действий.
«В мировой практике есть примеры размещения КШМ на бронеавтомобилях в войсковых подразделениях, – говорит эксперт в области вооружений и военной техники Виктор Мураховский. – Например, на шасси американского Humvee. Надо понимать, что эта машина не переднего края. Их, как правило, используют представители спецподразделений. Думаю, что и в Российской армии КШМ на базе «Тигра-М» в первую очередь поступит на вооружение частей спецназначения и ВДВ».