Кроме того, по данным газеты «Известия», ассоциация запретила коллекторам разговаривать о задолженности с «третьими лицами», а также препятствовать работе организаций сферы здравоохранения, образования, стратегически важных объектов инфраструктуры.
Таким образом, под запретом оказалась рассылка сообщений друзьям должника в соцсетях, общение с коллегами должника по работе и с другими знакомыми. Кодекс обязывает компании разработать сценарии взаимодействия с должником (переговоров, личных встреч, сообщений) и использовать только утвержденные шаблоны.
Как рассказали в ассоциации, профессиональные коллекторские агентства в отличие от «квазиколлекторов» должны соблюдать законы «О потребительском кредите/займе», «О персональных данных» и все законодательство, действующее на территории страны.
Теперь члены НАПКА будут включены в реестр операторов персональных данных в порядке, предусмотренном законом «О персональных данных», обязаны получить лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальности информации, а также договор страхования профессиональной ответственности.
Контактировать с должниками (как и руководить коллекторской компанией) запрещено лицам с непогашенной судимостью.
Сообщается, что прошлый кодекс НАПКА был принят восемь лет назад и содержал «крайне обтекаемые формулировки» – в основном скопированные из Кодекса Федерации европейских национальных коллекторских ассоциаций (FENCA).
По словам председателя контрольного комитета НАПКА Дмитрия Теплицкого, в то время рынок был «совсем молодым» и у НАПКА не было понимания, какие требования, выработанные в Европе, выполнимы, а какие – нет. Все это создавало немало сложностей при попытке произвести оценку действий компании – члена ассоциации.
«Естественно, чем четче будут прописаны эти требования, тем проще фиксировать нарушения при работе с жалобами или проводить проверку деятельности коллекторского агентства», – отметил Теплицкий.
Каждая коллекторская компания теперь обязана создать независимый отдел по контролю качества взаимодействия с должниками, который должен подчиняться не руководителям подразделений взыскания, а непосредственно главе компании, а также хранить записи разговоров с должниками вплоть до момента удаления персональных данных.
По мнению президента ГК ФАСП Александра Морозова, соблюдение эталонных правил потребует больших усилий и затрат, а далеко не все компании на рынке к этим требованиям готовы.
«Не только из-за дополнительных расходов, но больше из-за того, что придется менять привычные стереотипы менеджмента. Необходимо выстроить независимую систему контроля качества внутри компании и систему мотивации персонала, чтобы зарплата зависела не только от объема взысканных долгов, но и от качества общения с должником. Возможно, придется расстаться со значительным количеством старых кадров, которые уже нельзя переучить работать с заемщиками в уважительном тоне. Это болезненный процесс для многих руководителей», – говорит Александр Морозов.
Для участников НАПКА кодекс является одним из основных документов: его соблюдение является главным условием для вступления в ассоциацию и сохранения членства в ней.
Членство в НАПКА требуется коллекторским компаниям для участия в тендерах, проводимых банками и микрофинансовыми организациями (МФО). Текущая версия законопроекта о коллекторской деятельности рекомендует коллекторам состоять в СРО, а в дальнейшем такое требование может стать обязательным для всех.
В последнее время работа коллекторов вызывает все больший общественный резонанс.
В начале апреля президент Владимир Путин призвал запретить преступную деятельность квазиколлекторов.
17 марта правительство России поддержало законопроект «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов».
Проект закона внесен в Госдуму членами Совета Федерации Валентиной Матвиенко, Андреем Клишасом, Сергеем Рябухиным и депутатами Госдумы Сергеем Нарышкиным и Николаем Гончаром.