Член Общественной палаты Лидия Михеева считает очень важным внесение в Госдуму законопроекта, уточняющего понятие «политическая деятельность» для некоммерческих организаций (НКО). По ее словам, сейчас существует проблема разграничения исключительно политической деятельности НКО от иных сфер, в том числе социальных.
По ее словам, суть внесенных поправок заключается в том, чтобы понимать, когда НКО, получающая иностранное финансирование, превращается в «иностранного агента». «Давно шел разговор об уточнении на федеральном уровне понятия политической деятельности НКО. Члены президентского Совета по правам человека обсуждали этот вопрос еще прошлой осенью, была создана рабочая группа, и по результатам обсуждения Минюст подготовил соответствующий законопроект», - напомнила Михеева.
По ее словам, внесенный в Госдуму законопроект совпадает с идеями Минюста. «В рамках этого законодательного уточнения предлагается четко прописать три критерия, которым будет отвечать деятельность, характеризуемая в качестве политической. Это позволит правоприменителю четко работать в определенных рамках, разграничивать НКО, занимающиеся политикой и НКО, которые этим не занимаются», - считает она.
Отметим, что после начала публичного обсуждения законопроекта некоторые правозащитники выступили с жесткой критикой, заявляя, что власти якобы намерены таким образом ликвидировать неугодные НКО в начале избирательного цикла. Однако Лидия Михеева назвала такие заявления странными, так как предложение уточнить понятие политической деятельности исходило от самих правозащитников.
«Они начали говорить, что это понятие слишком размыто. Президент России поддержал это предложение, он сказал, что понятие не должно быть резиновым, так как правоприменитель на местах может манипулировать этим. И чтобы этого не произошло и был разработан данный законопроект. Если говорить о его тексте, то он не принят еще даже в первом чтении. Он может быть отредактирован на стадии второго чтения, и какие-то формулировки могут быть уточнены. Этот законопроект позволит провести границу между политическими НКО и всеми иными», - уверена Лидия Михеева.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в пятницу соответствующий законопроект внесла группа депутатов всех фракций во главе с главой комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимиром Плигиным.
Как пояснил Плигин, основные поправки вносятся в закон «О некоммерческих организациях». «Дается полная и точная трактовка, что значит (когда) некоммерческая организация, за исключением политической организации, занимается политической деятельностью», – сказал глава комитета.
В проекте закона среди форм политической деятельности, в частности, называется участие НКО в митингах и шествиях, в деятельности, направленной «на получение результата на выборах», в том числе наблюдение и формирование избиркомов. Кроме того политической деятельностью признаются публичные обращения к госорганам об «отмене законов или правовых актов», распространение оценок госполитики, а также в формировании общественно-политических взглядов путем соцопросов.
Оговаривается, что к политической не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, соцобслуживания, защиты материнства и детства, пропаганда здорового образа жизни, а также благотворительная деятельность.
Напомним, вступивший в силу в ноябре 2012 года закон об НКО обязывает любую организацию, занимающуюся политической деятельностью и имеющую зарубежное финансирование, регистрироваться в Минюсте в качестве иностранного агента. В 2014 году Минюсту разрешили самостоятельно включать НКО в реестр «иностранных агентов».