«У него есть такой потенциал, но это будет зависеть от того, как ИГ и те, кто с ними воюет, будут вести военные действия. Там есть потенциал огромных гуманитарных нужд, но у меня нет гадального шара для предсказания будущего, и я не хочу спекулировать. Я надеюсь, там будет минимальный негативный гуманитарный эффект», – сказал он, отвечая на вопрос РИА «Новости» о том, может ли Мосул стать худшим гуманитарным кризисом, чем нынешняя ситуация в сирийском Алеппо.
У нас нет никаких объективных источников информации в Мосуле
Мардини подчеркнул, что МККК крайне озабочен судьбой мирных жителей в Мосуле и призывает «все стороны соблюдать основные правила ведения военных действий».
«Они одинаковые и в Алеппо, и в Мосуле: людям, которые хотят покинуть город, должно быть разрешено это сделать и обеспечена безопасность, людей нельзя заставлять перемещаться, раненые заслуживают медицинского ухода, кем бы они ни были. И если их нельзя вылечить внутри Мосула, им должно быть разрешено покинуть город», – напомнил представитель МККК.
По его словам, Международный комитет Красного Креста считает возможным резкий рост к концу года числа внутренне перемещенных лиц из иракского Мосула из-за военной операции.
«Мы готовы оказать помощь до 800 тыс. человек. Но я не хочу высказывать предположения по цифрам, потому что вы можете получить 800 тыс. беженцев, 2 тыс. беженцев, 50 тыс. или 25 тыс. На самом деле мы не знаем, сколько. Нам надо быть готовым ко всему», – сказал он.
Мардини подчеркнул, что «исключительно важно, если будут переселения, чтобы власти досматривали людей при соблюдении мер безопасности, с уважением достоинства людей, быстро и эффективно».
«И чтобы люди получили медицинский уход и гуманитарную помощь, чтобы сделать их переселение как можно более гладким. Необходимо также учитывать желания людей и сделать так, чтобы переселение не было насильственным», – отметил он.
По его словам, в настоящее время не наблюдается массового переселения людей из иракского Мосула, количество жителей которого может насчитывать до 1,5 млн человек.
«Люди также перемещаются, но пока не было зафиксировано массового переселения. Сейчас речь идет о 22 тыс. человек. Но переселения были и до того, как в Мосуле началась военная операция. Так что сегодня мы не наблюдаем массового переселения из города», – отметил Мардини.
Он сообщил, что Международный комитет Красного Креста заложил в бюджет на 2017 год 125 млн швейцарских франков на свою программу в Ираке. «Конечно, в зависимости от того, как будет развиваться ситуация в Мосуле, мы можем столкнуться с превышением бюджета», – заявил он.
По его словам, МККК добавил 17,5 млн швейцарских франков к бюджету своей программы в Ираке на 2017 год. «Это позволит нам пополнить наши склады медикаментами и медоборудованием, а также предметами домашнего хозяйства. Это поможет нам справиться с первой волной переселений. Но, опять же, поскольку мы не знаем, как будет развиваться будущее, мы продолжим корректировать наш ответ и, возможно, нам понадобятся дополнительные средства, в соответствии с нашим ответом на конкретную ситуацию в Мосуле», – отметил Мардини.
Он отметил, что Международный комитет Красного Креста не имеет объективной информации о том, что происходит в иракском Мосуле. «На сегодняшний день у нас нет такого рода контактов внутри Мосула. Это очень сложно. Город закрыт. У нас нет никаких объективных источников информации в Мосуле», – сказал он.
Мардини отметил, что МККК не представлен в Мосуле и не имеет контактов с местными больницами. При этом медицинские центры и госпитали МККК есть вокруг города.
«У нас нет команды прямо в Мосуле, у нас есть группы вокруг города. В последние месяцы мы работали над усилением наших направлений доставки помощи. А также укрепляли медицинские учреждения вокруг Мосула. Мы сейчас лечим раненных в госпитале Шихан (провинция Найнава) в 40 километрах на север от Мосула. Мы знаем, что раненые приходят в один из 13 госпиталей, которые мы поддерживаем, обучая персонал и поставляя медикаменты», – сказал он.
В начале ноября команда МККК также побывала в городе Кайяра, где шли бои. Там были розданы средства первой помощи для 10 тыс. человек.
Мардини отметил, что у МККК пока нет точных данных и о количестве погибших или раненых с начала военной операции международной коалиции во главе с США в Мосуле. «У нас нет точной статистики. Очень сложно собирать статистику, но много раненых приходят за лечением. Я бы сказал, десятки»,- добавил представитель МККК.
По данным МККК, среди новых пациентов госпиталя Шихан есть женщины и дети, а также мирные жители, пострадавшие при бомбежках их домов.
В воскресенье официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что операция коалиции США по освобождению иракского Мосула превратилась в средневековую бойню, в которой страдают простые жители.
Массированное наступление на Мосул ведется с 17 октября иракскими военными и силами полиции, а также курдскими формированиями при поддержке авиации коалиции во главе с США.
Мосул – второй по величине город Ирака с населением 1,3 млн человек - более двух лет находится под контролем террористов.