«Стороны договорились о начале сотрудничества за пределами низкой околоземной орбиты, в том числе в области пилотируемых лунных программ. Было принято решение проработать вопросы, по каким направлениям и каким образом осуществлять сотрудничество», – сказал источник ТАСС.
По его словам, в первую очередь, принято решение проанализировать и представить для согласования вопросы стандартизации в сфере пилотируемых полетов, то есть выработать стандарты стыковочных узлов, электрических разъемов, атмосферы космических кораблей на случай организации совместных космических полетов. Эту работу проведет специально созданная двухсторонняя подгруппа.
«Речь идет о совместных проектах, которые могут начать реализовываться в середине 2020-х годов», – пояснил источник.
В прошлом году вице-премьер России Дмитрий Рогозин в ходе поездки в Китай заявил, что российская сторона «готова двигаться с китайскими друзьями рука об руку» по проектам в пилотируемой космонавтике, совместном освоении дальнего космоса, совместном освоении Солнечной системы, Луны и Марса.
Между тем директор Института космических исследований (ИКИ) РАН, вице-президент РАН Лев Зеленый сообщил в понедельник, что в ближайшее время в рамках «Лунной программы» предполагается запустить четыре космических аппарата, в задачи которых входит забор грунта и доставка его на землю.
«Есть так называемая большая программа на отдаленную перспективу, которая включает в себя и пилотируемую часть. Она обсуждается. И есть подпрограмма, назовем ее условно научно-разведывательной. В ней предусмотрены четыре первые автоматические станции, которые отправятся к Луне», – сказал Зеленый «Интерфаксу».
По его словам, в конце 2017 – начале 2018 года будет запущена станция «Луна-25», затем станция «Луна-26», «Луна-27» и «Луна-28».
На 2016–2025 годы объемы финансирования были снижены на 800 млрд рублей.
Новая космическая программа также предусматривает отказ от сверхтяжелой ракеты и ряда научных программ, но сохраняет планы облета Луны.
Сверхтяжелую ракету, от которой решено пока отказаться, заменит модернизированная «Ангара», а именно – «Ангара-А5», к которой добавят водородную ступень.