«В нашей стране обосновались самые крупные компании, действующие в нефтяной коммерции, причем большинство из них базируются в Женеве, – говорится в статье Matin Dimanche. – Оказавшиеся в распоряжении Matin Dimanche документы подтверждают, что несколько крупных швейцарских компаний экспортируют черное золото из Турции – страны, подозреваемой в том, что она помогает ИГ обогащаться, транспортируя ее баррели нефти».
#{smallinfographicleft=780808}Газета напоминает, что на пресс-конференции в Москве в начале декабря представители Министерства обороны России заявили о наличии доказательств, что в распоряжении боевиков ИГ находится не менее 8,5 тыс. автоцистерн, перевозящих до 200 тыс. баррелей нефти ежесуточно, передает ТАСС.
Matin Dimanche в этой связи напоминает, что еще в начале 2015 года эксперты Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) пришли к выводу, что «вследствие установления в 2014 году контроля ИГ над нефтеносными районами количество контрабандной нефти, захваченной в семи районах Турции, увеличилось, достигнув 20 млн литров».
Далее в статье приведено мнение британского специалиста по безопасности морского транспорта Жоржа Куртсоглу о том, что пиковые показатели работы турецкого порта Джейхан, через который осуществляется торговля нефтью, «нельзя объяснить глобальными тенденциями рынка», но они соответствуют «тому периоду, когда ИГ установило контроль над нефтяными месторождениями в Сирии и Ираке».
«Нефть ИГ может, таким образом, находиться среди 50 млн тонн сырой нефти, которые каждый год идут транзитом через порт Джейхан», – констатирует газета.
Ссылаясь на документально подтвержденные сведения, она сообщает, что «несколько базирующихся в Швейцарии компаний недавно закупили нефть через порт Джейхан».
Доказательств того, что это была именно нефть, поступившая в Турцию от ИГ, у Matin Dimanche нет.
Вместе с тем газета приводит мнения ряда специалистов, считающих, что риск этого велик. В частности, французский эксперт Жан-Шарль Бризар категорично заявил: «Риск велик, потому что, по определению, черное золото – это взаимозаменяемый материал, и потому следы установить невозможно».
В свою очередь председатель группы экспертов Совета Европы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма Даниэль Телеслаф пояснил: можно определить происхождение нефти химическими методами, однако есть способы переработки, которые делают это невозможным.
«Кроме того, когда нефть из нескольких источников смешивается, то невозможно узнать, поступила ли она из Сирии», – отметил он.
Проблема возможного опосредованного финансирования терроризма через Швейцарию беспокоит, в частности, неправительственную организацию «Бернская декларация».
Ее представитель Валентино Виреда заявил газете: «В отличие от банков, которые подчиняются закону об отмывании денег, негоцианты не обязаны знать происхождение покупаемой ими нефти. Компании, занимающиеся торговлей нефтью, заверяют, что их нефть не имеет никакого отношения к ИГ. Они утверждают, что прекрасно знают ее происхождение. Однако наше расследование показывает, что ситуация гораздо сложнее».
Напомним, Минобороны России на прошлой неделе обнародовало доказательства поставок нефти с подконтрольной ИГ территории в Турцию. Основными выгодополучателями этой торговли в ведомстве назвали президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и членов его семьи.
Сообщалось, что Москва знает о трех маршрутах доставки нефти ИГ из Сирии в Турцию – западном, северном и восточном. Кроме того, в Минобороны отметили, что ИГ использует для преступной торговли нефтью не менее 8,5 тыс. автомобилей-наливников, перевозя до 200 тыс. баррелей нефти в сутки.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ