«Данный законопроект предлагает установить, что информированное добровольное согласие от одного из родителей или иного законного представителя в отношении несовершеннолетнего больного наркоманией при эказании ему наркологической помощи требуется только на медицинское вмешательство», - говорится в пояснительной записке, опубликованной на сайте Госдумы.
«Добровольного согласия несовершеннолетнего (старше 15 лет), его родителей или иных законных представителей на медицинское освидетельствование не требуется: несовершеннолетний, а также один из его родителей (законных представителей) в обязательном порядке информируется о проведении медицинского освидетельствования в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения несовершеннолетнего, имеющего видимые признаки такого опьянения», - говорится в документе.
Подчеркивается, что «манипулирование результатами анализа исключено, поскольку последний носит анонимный характер».
«Возможность обязательного медицинского освидетельствования несовершеннолетних будет способствовать повышению эффективности борьбы с наркоманией и алкоголизмом среди малолетних», - считает автор законопроекта.
Чиркова предположила, что этим правом, прежде всего, будут пользоваться правоохранительные органы,
пишет «Коммерсант».«Если сейчас полицейские видят на улице ребенка, который себя странно ведет, совершает правонарушение, то они не могут сразу проверить его на наркотики, - говорит Чиркова. - Они вынуждены несколько часов ждать, пока приедут родители, брать письменное согласие, а время для анализов уходит. Да и сами родители часто просто забирают ребенка у полиции».
Депутатская инициатива будет полезна и директорам школ, уверена Чиркова. В 2013 году был принят закон о тестировании школьников и студентов на наркотики, а на прошлой неделе Минздрав утвердил окончательный вариант этой процедуры. Теперь учащиеся будут сдавать анализы непосредственно в медицинских учреждениях, а их результаты занесут в медкарту.
Однако тестирование все равно остается добровольным: до 15 лет решение о сдаче анализов принимают родители, после - сам ученик. По мнению Чирковой, это делает всю процедуру бессмысленной: «На добровольное тестирование пойдут только те, кто ничего не употребляет».
«Учителя могли бы просто направлять на обследование тех, кто подозревается в употреблении наркотиков, но отказывается от тестирования, - рассуждает депутат. - Обычно в школе все и так знают, кто общается с плохой компанией, но ничего не могут с этим сделать».
В законопроекте Чирковой оговаривается, что тестирование должно проводиться при наличии «видимых признаков наркотического либо иного токсического опьянения». Однако эти «признаки» в законе не указаны, а сама депутат приводит довольно расплывчатые примеры: «Если у ребенка отсутствующий взгляд или если он странно себя ведет за партой».
«Конечно, хочется верить, что злоупотреблений не будет, - говорит Чиркова. - Неправильно, если директора школ будут каждую неделю отправлять на анализы ученика, который им не нравится».
По ее словам, все дополнительные требования можно будет позже прописать в подзаконных актах.
Идею депутата поддерживают коллеги из Мосгордумы - правда, по их мнению, можно обойтись и без изменений федерального закона.
«Это слишком комплексное изменение, достаточно было бы просто сделать анализ на наркотики обязательным для школьников, - уверена столичный депутат Людмила Стебенкова. - Я не понимаю, чем это тестирование отличается от того же анализа на гепатит, который все учащиеся сдают в обязательном порядке во время диспансеризации».
По словам Стебенковой, родители школьников просят ее сделать тестирование обязательным: «Они понимают, что нужны превентивные меры против наркомании».
Уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов считает, что за подростка отвечают родители: «Без их разрешения никакие действия невозможны. Я против такого законопроекта».
В Минздраве считают, что инициатива Чирковой нарушает принцип информированного согласия пациента.
«Для любого медицинского обследования или вмешательства необходимо получить согласие самого подростка, его родителей, в экстренных ситуациях - консилиума врачей, - говорят в Минздраве. - А здесь кто даст согласие и на каком основании?».
Инициатива обернется жестокими наказаниями со стороны родителей, исключением из школы, возможно, даже случаями суицида
Председатель Лиги защиты пациентов Александр Саверский и вовсе назвал такое принудительное тестирование несовершеннолетних «опытами на детях, которые запрещены Конституцией».
«Легко предвидеть, что эта инициатива обернется трагическими случаями - жестокими наказаниями со стороны родителей, исключением из школы, возможно, даже случаями суицида», - предостерегает руководитель координационного центра по противодействию наркомании РПЦ епископ Мефодий.
Инициативу депутата считают избыточной даже в МВД.
«Да, существует проблема с освидетельствованием несовершеннолетних на употребление наркотиков. Но к этой возрастной категории и должен быть особый подход, без родителей просто невозможно обойтись», - заявил глава пресс-центра МВД России Андрей Пилипчук. - Не думаю, что до такого дойдет».
Глава Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов сообщил в октябре, что «особенно
не поддерживал» тотальное тестирование школьников на наркотики.