«Совет по правам человека, конечно, уделяет внимание положению с правами человека на Украине, но недостаточно», – отмечает член СПЧ, председатель координационного совета общественной организации «Юристы за права и достойную жизнь человека» Александр Брод.
На референдум в Крым поехало всего три человека, хотя, казалось бы, это не рядовая тема
Он напоминает: «Когда президент обратился в Совет Федерации с просьбой предоставить право на использование Вооруженных сил на Украине, то порядка 30 членов Совета выступили резко отрицательно, на мой взгляд, не оценив катастрофическую ситуацию с правами человека на Украине».
Была образована рабочая группа по исследованию положения с правами человека, было несколько поездок членов СПЧ, но это также нельзя считать достаточным, отмечает Брод.
«В частности, на референдум в Крым поехало всего три человека – Игорь Борисов, Яна Лантратова и я. Хотя, казалось бы, это тема не рядового характера, – привел пример собеседник. – На мой взгляд, так и не появилось внятного документа, где бы диагностировалась «болезнь», содержался бы перечень вопиющих нарушений прав человека на Украине».
Такой мониторинг, как отмечает Брод, пока ведут Общественная палата, рабочая группа историка Александра Дюкова, Московское бюро по правам человека (последняя группа, возглавляемая самим Бродом, в частности, подготовила доклад о проявлениях ксенофобии, неонацизма и антисемитизма на Украине).
«Но что касается Совета по правам человека, то он в своих заявлениях, к сожалению, эти темы обходит. Хотя могло бы быть проведено специальное заседание СПЧ по этой теме, – констатирует собеседник. – Ведь ситуация с правами человека на Украине – критическая».
«Налицо признаки гуманитарной катастрофы»
На Украине тысячи человек могут стать объектом насилия и со стороны милиции, и со стороны радикальных организаций и криминальных элементов – нападения идут не только на неугодных политиков, бизнесменов, общественников, журналистов, но и на рядовых граждан, отмечает правозащитник.
«Отъем собственности, препятствование работе партий, коммерческих структур, грабежи, – перечисляет Брод. – Повсеместно нарушаются социальные права, безудержно растут цены на бензин, продукты питания, товары первой необходимости, растет безработица, не решаются вопросы в экономической сфере. В стране налицо признаки гуманитарной катастрофы, поскольку не работают институты государства – ярким проявлением анархии стал срыв съезда судей на днях в Киеве».
Таким образом, одна из ветвей власти в стране парализована, органы прокуратуры также не функционируют в должной мере, преступления не раскрываются – все это говорит о том, что ситуация неуправляемая, отмечает правозащитник.
«Сейчас главное – не допустить массового кровопролития, – подчеркивает Брод. – Мы видим, что киевская власть вместо того, чтобы налаживать диалог с протестующими регионами, отдает команду на спецоперации. Звучат безобразные призывы к расстрелу так называемых сепаратистов, которых то хотят огородить колючей проволокой, то «уничтожать при помощи ядерного оружия».
«Мы видим также двойные стандарты общественного мнения и правозащитников: то, что было в Киеве, называется революцией и защитой гражданских прав, то же, что происходит в Донецке, именуется сепаратизмом и бандитизмом», – отмечает в интервью газете ВЗГЛЯД, в свою очередь, заместитель секретаря Общественной палаты Владислав Гриб. По его словам, ОП готовит доклад по Украине.
«Много материалов, которые должны стать предметом внимания и Совета Европы, и Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, и комитета по правам человека при ООН, – отмечает Гриб. – Думаю, что Украина сейчас – страна номер один в мире, опережающая и африканские, и азиатские страны по количеству ежедневных обращений о нарушениях прав человека».
По мнению Александра Брода, свою лепту в донесении до сведения мирового сообщества правды о положении на Украине должен внести и СПЧ как структура, в которой «немало профессионалов – юристов, правозащитников». «СПЧ не должен отмалчиваться в этой тревожной ситуации», – отмечает собеседник.