По мнению заявителей, предъявляемые ГУПом требования в конкурсе на поставку 768 новых вагонов рассчитаны только «на одного определенного участника» - ОАО «Метровагонмаш» «Трансмашхолдинга» (ТМХ).
Источник, близкий к ГУПу, назвал претензии производителей «не имеющими никакого обоснования»
На момент проведения конкурса участники должны иметь опыт производства вагонов метро в России и обладать собственным конструкторским бюро, а при его отсутствии снизить стоимость своих услуг на 10,98 млрд рублей. Кроме того, одним из критериев является локализация производства в Россиии вагонов и компонентов к ним, а также получение в 2011-2013 годы чистой прибыли по 1 млрд рублей ежегодно.
В жалобе подчеркивается, что претенденты поставлены в неравные условия с «Метровагонмашем», у которого есть действующее производство. Не устраивает их и стартовая цена контракта: заявленных 64,5 млн рублей за вагон якобы недостаточно для выпуска технологически нового подвижного состава. По такой же цене был проведен конкурс в феврале 2014 года на поставку 832 вагонов (победил «Метровагонмаш»), но предъявленные к ним требования были не столь высокими, отмечается в жалобе, пишет «Коммерсант».
Конкурс на поставку 768 вагонов и их обслуживание в течение 30 лет объявлен 17 октября. Общая сумма контракта - 133 млрд рублей. Заявки принимаются до 24 ноября, итоги планируется подвести 8 декабря. Первые партии вагонов заказчик должен получить в 2017 году. Столичные власти уверяли, что это будет первый в России международный конкурс по закупке вагонов для метро (сейчас их поставляет только «Метровагонмаш»), всего ГУП без учета первого конкурса закупит до 2020 года 1,5 тыс. вагонов.
Тем временем, источник, близкий к ГУПу, назвал претензии производителей «не имеющими никакого обоснования». В УВЗ, ГТР и Bombardier подтвердили факт направления жалобы, отметив, что условия конкурса не позволяют им принять участие в нем. В УВЗ говорят, что вместе с Bombardier уже потратили на разработку опытного образца вагона метро 30 млн евро. Вагон, соответствующий текущим требованиям конкурса, будет стоить на 20% дороже заявленной цены, добавили в УВЗ. В ГТР также говорят о несоответствии предъявляемых требований цене контракта. В Bombardier отметили, что в рамках таких конкурсов «принято давать более длительные сроки» на подготовку заявки, и подчеркнули «ограниченные возможности» ГУПа выбрать альтернативного «Метровагонмашу» поставщика.
Авторы жалобы ничего не пишут о причинах, по которым условия конкурса «заточены» под ТМХ. Неофициально все они по традиции говорят о близости холдинга к главе департамента транспорта Москвы Максиму Ликсутову. Он действительно был совладельцем ТМХ, но, по официальной версии, продал долю партнерам. Аналогичный скандал с участием ТМХ произошел в 2012 году, когда Москва проводила тендер на поставку 120 низкопольных трамваев на 9 млрд рублей. Тогда конкурс также пытались остановить УВЗ и «Синара», пожаловавшись в ФАС на то, что условия рассчитаны только на партнеров Alstom и ТМХ. В итоге тендер отменили по формальным техническим причинам, а победителем нового конкурса стал УВЗ.
Глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что позиция обратившихся в УФАС производителей «достаточно шаткая»: стоимость вагонов и прочие условия, предъявляемые к поставщикам, определяет заказчик и изменить их через суд сложно. «Оспорить можно, в первую очередь, именно техническое задание на вагоны»,- отмечает эксперт. Но, по его мнению, бороться за масштабный заказ смысл есть - можно затянуть сроки проведения конкурса и неформально добиться внесения изменений в его условия.