В начале заседания адвокат Младича Бранко Лукич сообщил о нежелании его клиента выступать свидетелем по делу бывшего лидера боснийских сербов. «Мы несколько раз подавали ходатайство. Младич не может и не хочет свидетельствовать из-за плохого состояния здоровья. Специалисты сказали, что у него проблемы с памятью из-за нескольких перенесенных инсультов», – сказал адвокат, добавив, что самочувствие Младича может ухудшиться во время дачи показаний. Кроме того, Лукич сослался на право хранить молчание, передает РИА «Новости».
Посовещавшись, судьи сочли, что Младичу не требуется новый осмотр врачей, он в состоянии отвечать на вопросы. Однако сам Младич, взяв слово, продолжил настаивать на своем плохом самочувствии и нарушении его прав.
«Я не признаю этот суд, и я не могу принести присягу и давать показания, потому что оказывают давление на меня как личность, на мое здоровье и мой народ», – сказал Младич, назвав трибунал «сатанинским судом, созданным НАТО». При этом Младич изъявил желание зачитать семь страниц текста, который он накануне подготовил и который, по его оценке, мог бы быть интересен суду.
Председательствующий судья О Гон Квон пригрозил Младичу тюремным сроком и крупным штрафом за неуважение к суду. После этого Младич все же согласился принести присягу и попросил принести из его камеры вставную челюсть, чтобы он мог лучше говорить. В результате была объявлена 20-минутная пауза, после которой заседание возобновилось.
Караджич подготовил для Младича шесть вопросов, пять из которых он озвучил. Генерал, по сути, дал ответ лишь на первый вопрос, который касался этапов его военной карьеры. На все остальные вопросы, связанные с конкретными военными событиями в Боснии и Герцеговине, Младич отвечал отказом от дачи показаний. «Я не защищаю ни тебя, ни себя. Я защищаю наш народ», – пояснил он.
«Я не могу и не хочу свидетельствовать по причине моего состояния здоровья. По совету адвокатов я оставляю за собой право не свидетельствовать в связи с возможной угрозой моему здоровью», – говорил Младич каждый раз после того, как Караджич озвучивал очередной вопрос.
Один из главных вопросов касался массовых расправ над мужским населением Сребреницы в 1995 году. «Вы информировали меня о том, что пленные из Сребреницы были расстреляны, что их расстреливают или что они будут расстреляны?» – спросил у Младича Караджич. Другие вопросы, также оставшиеся без ответа, касались обстрелов сербскими силами Сараево и изгнания боснийских мусульман и хорватов с территорий, находившихся под контролем сербов.
Власти Сербии арестовали бывшего командующего армией боснийских сербов генерала Ратко Младича 26 мая 2011 года и спустя несколько дней выдали его в Гаагу. 16 мая там начался судебный процесс по делу генерала, которого, как и Караджича, обвиняют в военных преступлениях во время конфликта в Боснии и Герцеговине.
Младич впервые предстал перед Международным трибуналом уже 3 июня 2011 года. Поскольку он отказался высказаться по поводу предъявленных ему обвинений, судья внес в протокол, что он не считает себя виновным.