Как пояснили «Известиям» в Минфине, законопроект будет предложен парламенту вместе с другими поправками в Бюджетный кодекс.
В Кремле инициативу Минфина поддерживают, однако при этом уточнил, что к кадровым перестановкам в губернаторском корпусе нужно подходить взвешенно
В уже озвученном ведомством варианте говорится, что президент вправе отправить в отставку губернатора, если «реализуемые меры плана восстановления платежеспособности субъекта не привели к сокращению просроченной задолженности по долговым или бюджетным обязательствам субъекта по итогам одного из трех последних месяцев до уровня ниже 10% суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета субъекта в последнем отчетном финансовом году».
Для этого Минфин предлагает закрепить в Бюджетном кодексе обязанность субъекта утвердить план восстановления платежеспособности региона или муниципального образования и заключить соглашение о мерах по восстановлению его платежеспособности. Как считают в ведомстве, утверждение этих планов и заключение с субъектами соглашений о мерах по восстановлению платежеспособности является превентивной мерой, позволяющей своевременно выявить риски неплатежеспособности региона и принять меры к их оперативному устранению.
Источник близкий к администрации президента сообщил, что в Кремле инициативу Минфина поддерживают, однако при этом уточнил, что к кадровым перестановкам в губернаторском корпусе нужно подходить взвешенно и учитывать ряд других показателей.
Отметим, что в 2013 году у ряда регионов долги превысили планку собственных доходов. Среди них Амурская область, Кемеровская область, Мордовия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Чукотский автономный округ. Среди тех, чьи показатели подошли к опасной черте, Рязанская, Тверская, Костромская, Вологодская, Ивановская, Ростовская, Иркутская и Омская области.
Профессор МГУ, эксперт в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии Наталья Зубаревич считает к 2014 году, что число таких регионов возрастет, так как перспективы российской экономики в целом не радужные. «Среди этих регионов вполне может оказаться, например, Краснодарский край (долг 103,2 млрд рублей, доходы в 2014 году – 116 млрд), Карелия (долг 12,7 млрд рублей, доходы – 24,3 млдр) и многие другие. Этот закон Минфина прежде всего политический инструмент для решения экономических проблем. Но ситуация в том, что большинство регионов оказываются должниками вынуждено», - отметила Зубаревич, напоминая об обязательном выполнении губернаторами указов по повышению зарплат бюджетникам.
Сами губернаторы говорят о предложении Минфина с осторожностью. «Надо прежде всего смотреть на эффективность работы главы региона», - заявил глава Саратовской области Валерий Радаев, долги субъекта которого к декабрю прошлого года превысили 40 млрд. рублей и также приближаются к 100% собственных доходов.
В правительстве Смоленской области в ответ на заявление Минфина еще в прошлом году предложили местной «Единой России» содействовать списанию долга региона (на декабрь свыше 15 млрд) перед федеральным бюджетом. «Государство списывает долги беднейшим африканским странам, а своим регионам - нет. Я считаю это неправильно», - заявил вице-губернатор Смоленской области Игорь Скобелев. Правда, глава региона Алексей Островский пояснил, что он сам так не считает, но комментировать законопроект воздержался.
Зато в Госдуме мнение Минфина разделяют. «Такой законопроект может быть принят, поскольку в последнее время прослеживается серьезная тенденция увеличению долгов ряда регионов. Это связано с различными причинами, в каком-то субъекте обосновано, в каком-то нет. Но ответственность за эти действия должна быть прописана в законе», - заявил зампред комитета по конституционному законодательству и госустройству Госдумы Дмитрий Вяткин.
По его словам, рост долговых обязательств субъектов в любом случае необходимо ограничивать, потому что долги все равно надо будет отдавать, а пострадать от неэффективной финансовой политики регионов, прежде всего, могут все те же бюджетники, которым необходимо будет платить зарплату.
Отметим, что согласно прогнозу международного рейтингового агентства Fitch, прямой долг регионов России в 2014 году вырастет на 10% до уровня 1,5 трлн рублей.
Стабильный прогноз агентства по российским регионам находится под давлением ввиду снижения кредитоспособности регионов по мере замедления национальной экономики, приводящего к сокращению базы налогообложения, и продолжающегося роста операционных расходов. В то же время кредитоспособность российских регионов поддерживается умеренной долговой нагрузкой.
В 2013 году суммарный прямой долг российских регионов составлял 20% всех доходов. Подобное долговое бремя является умеренным, однако среднесрочная тенденция является негативной.