Как пишут «Ведомости», в распоряжении которых оказалась стратегия, доходы и расходы будут падать, низкие цены на нефть не позволят бюджету нарастить объемы резервов до докризисного уровня, и все же их будет достаточно, чтобы профинансировать все обязательства, если цены на нефть вдруг снова упадут.
На случай падения цен на нефть Минфин подготовил три сценария, все они начинаются в 2016 году
На случай падения цен на нефть Минфин подготовил три сценария, все они начинаются в 2016 году и предусматривают кратковременное падение цен на нефть до 60 долларах за баррель, падение на несколько лет до 80 долларах за баррель с последующим ростом и падение до 80 долларах за баррель с минимальным восстановлением. Расчеты показывают, что все расходные обязательства будут профинансированы.
Во всех вариантах сокращаются условно-утвержденные расходы, то есть в случае резкого падения понадобятся средства резервного фонда. Правда, пока в нем не накоплено 7% ВВП, средств хватит только на относительно короткое время. Поэтому если цена на нефть до 2019 года снизятся в два раза, то в первый год средств фонда будет достаточно, а во второй - придется сокращать расходы.
Если же кризиса не случится, то к 2019 году объем резервного фонда превысит ненефтегазовый дефицит бюджета, а к 2020 году достигнет 7% ВВП.
Основой для Бюджетной стратегии стал «инновационный» сценарий долгосрочного макропрогноза Минэкономразвития, одобренный правительством в марте. В его рамках доходы бюджетной системы к 2030 году сократятся с 37 до 30% ВВП, или на 18%, в том числе федерального бюджета — почти на треть, а Пенсионного фонда — более чем на 40%. При этом нефтегазовые доходы упадут с 8,8% ВВП до 3,8% ВВП к 2030 году.
В то же время и федеральный бюджет, и бюджеты регионов будут дефицитными до 2030 года. Дефицит финансируется за счет госдолга и доходов от приватизации, объем которых будет сокращаться, к 2018 году - до нуля.
При потрясениях сокращаться будут условно-утвержденные расходы, составляющие около 5% от бюджета. Также планируется урезать дополнительные инвестиции, для которых собирались задействовать Фонд национального благосостояния. По мнению Минфина, во-первых, практики реализации самоокупаемых проектов нет, во-вторых, есть риски пенсионной системы, для хеджирования которых фонд национального благосостояния и предназначен.
Кроме того, в Минфине заметили, что «инновационный» сценарий, предусматривающий рост в среднем на 5,4% в 2013-2030 годы является слишком оптимистичным, потому к бюджетному планированию нужно подходить весьма консервативно.
Ранее Минфин, исходя из уточненного прогноза Минэкономразвития, спрогнозировал, что в 2014 году сокращение доходов российского бюджета может составить 197 млрд рублей или 1,5%.