Согласно поручению председателя правительства Дмитрия Медведева, до 6 ноября 2013 года МВД, Минкомсвязь и Минпромторг должны «подготовить предложения по обязательному использованию в автомобильных номерах микрочипов с технологией радиочастотной идентификации (RFID)».
В номере машины будет зашит транспондер – радиометка с информацией, которую можно будет считать на расстоянии
Технология RFID подразумевает, что в номере машины будет зашит транспондер – радиометка с информацией, которую можно будет считать на расстоянии, уточняет «Коммерсант».
В России RFID-метки производят несколько структур, включая группу компаний «Микрон» (завод в Зеленограде) и группу «Ангстрем».
По данным Госавтоинспекции, всего в России зарегистрировано 50,5 млн транспортных средств: по оценкам «Микрона», в год выдается порядка 7–10 млн номеров.
«Для одного автомобиля нужна одна метка, хранящая идентификационный номер и дополнительные данные и способная шифровать передаваемые данные для их защиты от перехвата, – пояснили в «Микроне». – Что-то конкретное про цену можно будет сказать только после выяснения требований заказчика к функционалу метки. Чип для такой метки совсем недорогой – от 10 до 100 руб., но к цене добавится стоимость антенны, корпуса метки и монтажа метки на номер».
За рубежом бесконтактные чиповые метки, закрепленные в номерах, на лобовых стеклах или кузове автомобиля, используются для автоматической оплаты проезда по автострадам, контроля пересечения границ и таможенных пунктов.
В Малайзии полиция применяет эту технологию для отслеживания угонщиков автомобилей.
«Упрощается контроль угона, перебитых номеров. Если метки ставить на узлы и агрегаты, то возможны и иные сервисы как для граждан, так и для контролирующих органов», – объяснил один из правительственных чиновников.
«В России может стать востребованной функция считывания в плохую погоду (дождь, снег), когда номера забрызганы грязью, – пояснили в группе компаний «Микрон», производителе меток. – Метка может быть встроена в номерной знак или в отдельный корпус».
Технологию можно применять и в тех случаях, когда водитель по какой-то причине скрывает свой номер от камер (с помощью листа бумаги, например): для считывания метки визуальный контакт не требуется. Это также может стать одним из способов борьбы с угонщиками.
В ГИБДД прокомментировать поручение Дмитрия Медведева не смогли: вопрос о применении RFID-технологий еще не прорабатывался, о решении премьера в Госавтоинспекции узнали после подписания документа.
По мнению главы Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина, это «очередной способ выкачивания денег из карманов водителей», поскольку в России 50 млн автомобилистов и «всем нужны будут новые номера», а расходы на это в бюджете не заложены.
«С точки зрения борьбы с угонами эта мера сомнительна – редкий угон сегодня обходится без поддержки полиции, поэтому способ обмануть чип злоумышленники найдут», – сказал он.