«В соответствии с новой редакцией ст. 148 УК РФ, уголовному преследованию подлежат действия, совершенные публично. Это означает, что уголовно наказуемые действия должны совершаться в присутствии верующих лиц, религиозные чувства которых оскорбляются (при этом не имеет значения количество этих лиц), или в их отсутствие, но с последующим опубликованием деяния, например, в сети интернет или с использованием иных средств массовой информации», – говорится в сообщении, размещенном на сайте Московской патриархии.
Характер явного неуважения к обществу носил как сам танец на солее храма Христа Спасителя, так и непристойные телодвижения танцующих
Там поясняется, что «под явным неуважением к обществу современная правоприменительная практика понимает нарушение общепризнанных норм и правил поведения, продиктованное желанием виновного лица противопоставить себя окружающим (в данном случае в отношении их религиозных чувств), продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним; так, характер явного неуважения к обществу носил как сам танец на солее храма Христа Спасителя, так и непристойные телодвижения танцующих» (имеется в виду акция панк-группы Pussy Riot в феврале 2012 года – прим. ВЗГЛЯД).
Оскорбление религиозных чувств граждан ранее образовывало состав административного правонарушения (ст. 5.26 КоАП РФ). В настоящее время эта административная норма получила уголовно-правовую защиту, поэтому вполне оправданно использование прежних комментариев к ст. 5.26 КоАП в применении к ч. 1 ст. 148 УК в новой редакции.
Так, под оскорблением религиозных чувств понимаются неуважительный отзыв, грубое высмеивание религиозных догм и канонов, которые исповедует гражданин, или личных качеств гражданина, связанных с его религиозной принадлежностью, осквернение почитаемых гражданами предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики (циничное поругание, унижение, опорочивание, издевательство).
Публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики или атрибутики, их порча или уничтожение, совершенное в целях оскорбления религиозных чувств граждан, также подпадают под ч. 1 ст. 148 УК РФ. Под этот состав преступления подпадают «крестоповалы» (акция феминистского движения FEMEN в Киеве – прим. ВЗГЛЯД), рубка и осквернение икон в «культурных целях» и иные печально известные деяния, отмечается в сообщении.
Особые возражения при обсуждении проекта закона вызвало понятие «религиозные чувства». Высказывались даже суждения о невозможности определить, что относится к религиозным чувствам, и об отсутствии в данном понятии правового содержания.
Однако федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержит понятия «религиозные убеждения», «религиозные чувства», «объекты религиозного почитания». Из анализа соотношения этих понятий явствует, что религиозными являются чувства благоговейного отношения лица к тому, что в соответствии с его религиозными убеждениями является для него святыней, при этом такой святыней для лица, несомненно, являются его религиозные убеждения, догматы религии, личности и деяния святых, а также священные изображения и тексты, иные предметы религиозного назначения, места религиозного почитания (паломничества), пояснили в патриархии.
Ч. 2 ст. 148 в новой редакции регулирует случаи, когда эти действия (оскорбление религиозных чувств) совершаются в местах, специально предназначенных для совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний (например, нашумевший «панк-молебен» в храме Христа Спасителя). Также поджоги храмов, нанесение на культовые здания богохульных и оскорбительных надписей подпадают под этот состав преступления.
Для данных деяний устанавливается достаточно строгое наказание – до трех лет лишения свободы с ограничением свободы на срок один год или без такового, подчеркивается в сообщении.
К местам, специально предназначенным для совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» относит не только культовые здания и сооружения, но и иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), в которых религиозные организации вправе беспрепятственно совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, учреждения и предприятия религиозных организаций, кладбища и крематории, а также жилые помещения (п. 2 ст. 16).
Кроме того, это места, специально предоставленные религиозным организациям для целей совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, например, специально выделяемые администрацией лечебно-профилактических и больничных учреждений, домов-интернатов для престарелых и инвалидов, детских домов, учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, мест содержания под стражей, воинских частей.
Ч. 3 и ч. 4 ст. 148 в новой редакции устанавливают уголовную ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.
Незаконным является такое воспрепятствование, которое нарушает положения ст. 28 Конституции Российской Федерации и федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». При этом правомерные действия органов государственной власти по предусмотренному законом контролю за деятельностью религиозных организаций, совершенные в пределах компетенции этих органов, не охватываются составом ч. 3 и 4 ст. 148 УК РФ, отмечают юристы РПЦ.
Под воспрепятствованием современная правоприменительная практика понимает ограничение деятельности религиозных организаций в каких бы то ни было формах. Это может быть создание препятствий для осуществления уставной деятельности религиозной организации (например, производства и распространения предметов религиозного назначения и религиозной литературы, благотворительной деятельности и т. д.) или реализации прав, вытекающих из содержания права на свободу совести и свободу вероисповедания (например, права обучать религии несовершеннолетних детей).
#{religion}Под воспрепятствованием проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний понимаются ограничение предусмотренной законом религиозной деятельности, выражающееся, например, в воспрепятствовании посещению храма верующими, проведению крестных ходов, а также бесчинства в храме во время проведения Божественной литургии и иные действия по срыву богослужений, иных религиозных обрядов и церемоний.
В особый состав преступления, характеризуемый большей общественной опасностью и обеспечиваемый более строгим наказанием, законодатель выделил совершение указанных действий лицом с использованием своего служебного положения, а также с применением насилия или с угрозой его применения, подчеркивается в сообщении.
Представляется, что под этот состав могут подпадать неправомерные действия должностных лиц, вследствие которых религиозная деятельность была ограничена (например, незаконное приостановление деятельности религиозной организации различными контролирующими органами).
Ст. 2 федерального закона № 136-ФЗ от 29 июня 2013 года устанавливает новую редакцию ст. 5.26 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).
Изменения претерпели как размер санкции в ч. 1 (воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе принятию религиозных или иных убеждений или отказу от них, вступлению в религиозное объединение или выходу из него, влечет сейчас наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на должностных лиц – от 50 тысяч до 100 тысяч рублей – увеличение размера штрафа до 100 раз), так и ч. 2 указанной статьи.
Прежняя редакция (оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики) заменена на новую: умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики или атрибутики, их порча или уничтожение наказываются административным штрафом в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей для граждан либо обязательными работами на срок до 120 часов, а также административным штрафом в размере от 100 тысяч до 200 рублей для должностных лиц.
При этом серьезно уточнен перечень предметов, действия которых создают состав административного правонарушения, а также перечень самих этих действий.
«Особо хотелось бы отметить, что ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ предусмотрены только деяния, совершаемые без цели оскорбления религиозных чувств верующих. Те же действия, совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, как уже отмечалось выше, являются уголовным преступлением, предусмотренным ст. 148 УК РФ», – подчеркивается в сообщении.
Президент России Владимир Путин подписал закон об ответственности за оскорбление чувств верующих 30 июня.