«Проблему надо решать до конца года, иначе ГСС придется объявлять дефолт по кредитам», – пояснил один из источников «Коммерсанта».
#{smallinfographicleft=485028}ГСС уже сейчас находится в состоянии, близком к дефолтному: кредиторская задолженность компании на начало года достигла 2,1 млрд долларов (из них 300 млн долларов – перед связанными сторонами).
Детально структура долга не раскрывается, но в отчетности ГСС говорится, что в 2012 году компания нарушила условия обслуживания кредитов, взятых в ЕБРР, и ковенанты по обязательствам перед банками WestLB и ВТБ. ГСС удалось договориться о том, что до конца 2013 года банки не будут требовать досрочного погашения займов, но до этого времени компании необходимо решить свои финансовые проблемы.
В 2012 году ЗАО «ГСС» продало 12 самолетов Sukhoi Superjet, в 2013 году планируется продать 27. Выручка компании по МСФО в 2012 году – 198 млн долларов, убыток – более 111 млн долларов. 71,99% и 3% акций ЗАО «ГСС» принадлежат входящим в ОАК ОАО «Сухой» и ОКБ «Сухой», 25% плюс 1 акция – World Wings S.A. (структура итальянской Finmeccanica).
Источники рассказали, что обсуждается вариант конвертации 600 млн долларов долга ГСС перед ВЭБом в акции ЗАО или его акционера – ОАО «Сухой». Вероятнее вторая схема, уверяет один из источников. Она привлекательнее для ВЭБа, поскольку ОАО «Сухой», в отличие от ГСС, прибыльно. Оно владеет акциями и других предприятий, в том числе производителей военных самолетов, а также 49% SuperJet International (51% – у Finmeccanica), которая занимается продвижением и поставками SSJ за рубеж. У ОАК 87% акций ОАО «Сухой», остальное – у Росимущества.
Для расплаты с остальными кредиторами ГСС планирует выпустить облигации на 600 млн – 1 млрд долларов под госгарантии. Но при этом компания просит дополнительной поддержки государства на программу SSJ. Так, предлагается перераспределить средства, заложенные в ФЦП на запуск производства грузового Ан-70, в пользу проекта SSJ NG. Речь идет примерно о 10,7 млрд рублей. Есть вариант дополнительной субсидии для ГСС со стороны ВЭБа на сумму порядка 15 млрд рублей. Эти средства, по словам источника, можно выручить от продажи ВЭБом 5% акций EADS (головная структура Airbus S.A.S.), которые ВЭБ купил в 2007 году у ВТБ. По вчерашним котировкам весь пакет стоил около 68,6 млрд рублей, то есть речь может идти о продаже лишь части пакета.
В ОАК и ВЭБе от комментариев отказались. Источник, близкий к ОАК, сказал, что переговоры о реструктуризации долгов ГСС продолжаются, идет диалог и с World Wings S.A., решение будет приниматься с учетом ее позиции. Источник, близкий к ВЭБу, отметил, что схема пока вызывает сомнения, в госкорпорации не очень заинтересованы в ее реализации в такой форме, в том числе в части продажи акций EADS. В World Wings S.A. не ответили на запрос. В EADS не комментируют действия акционеров.
Олег Пантелеев из «Авиапорта» считает, что производитель самолетов не должен развиваться только за счет государства. «Но SSJ – пилотный проект российского авиапрома, поэтому ГСС принципиально важно выполнить обязательства перед кредиторами, в том числе для поддержания доверия со стороны международных контрагентов», – добавил эксперт. По его мнению, в такой ситуации вмешательство государства в лице ВЭБа «выглядит обоснованным».