Рособрнадзор в этой связи рекомендовал провести тотальную перепроверку высокобалльных ЕГЭ по всей стране, однако в ведомстве признают, что в регионах к рекомендации могут и не прислушаться, пишет «Коммерсантъ».
Проверки производились там, где статистика показала резкое увеличение высокобалльников по отдельным предметам. Ранее Рособрнадзор называл 18 регионов, среди которых Брянская и Воронежская области, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия и другие.
Имен учеников в документах нет — есть лишь номера работ, распределенные по регионам. Имен проверяющих также нет — работу получают сразу несколько экспертов, которые не знают, кому еще она досталась. Все замечания к работе выносятся в отдельный протокол.
В сопроводительной записке авторы анализа объясняют, что перепроверяют «статистически значимое количество» случайно выбранных работ, «благодаря такой выборке, мы получаем срез ситуации». Федеральный центр на данный момент перепроверил 1,36 тыс. работ, по итогам первой волны ЕГЭ планируется пересмотреть не менее 5 тыс. работ.
Ревизоры обнаружили серьезные нарушения в 77% перепроверенных работ. Оценки более чем половины материалов оказались сильно завышены — от одного добавленного балла до четырех и выше.
«Можно констатировать либо низкую квалификацию эксперта, либо злой умысел»,— говорят проверяющие. Стоит отметить, что даже два лишних балла могут оказаться решающими при поступлении в престижный вуз.
«Вообще, завышение на один балл в работе — это объяснимо. Всегда можно какую-то мелочную ошибку не заметить или решить за нее не снижать. Но вот на большее число — это полная деградация совести и профессионализма у проверяющих в этих регионах»,— возмущен председатель комиссии по проверке ЕГЭ в Ульяновской области Леонид Самойлов.
Другие обнаруженные нарушения не допускают двойного толкования. Так, в 2% перепроверенных работ по биологии в Дагестане отдельные задания в бланке, помимо авторского, выполнены другим почерком. Такая же ситуация с ЕГЭ в Ставропольском крае (математика, 2%) и Ингушетии (13% по математике и 20% по истории). Другое, более редкое нарушение — «оценка несуществующего задания», когда ребенку начисляют баллы просто так (зафиксированы в Дагестане, Ставрополье, Брянской области и др.). Например, задания С в материалах нет, а оценка за него стоит.
Проверяющие обнаружили в подозрительных регионах два вида списывания: дословное совпадение с другой работой и с текстом стандартного ответа, используемого при проверке. Стоит отметить, что авторы высокобалльных работ отвечают на крайне сложные задания части С, где нет тестов и необходимо продемонстрировать самостоятельное мышление.
Наиболее показательная ситуация с высокобалльниками Дагестана. Как оказалось, 70% перепроверенных работ по биологии в этой республике были списаны выпускниками друг у друга (либо с варианта, вывешенного в интернете), еще 4% очевидно имели доступ к стандартному ответу. ЕГЭ по истории в республики прошел с еще большим масштабом нарушений — были списаны, как считают проверяющие, 94% из попавших к ним работ. Схожие проблемы и в Ставропольском крае: списано из разных источников в общей сложности 57% высокобалльных работ по биологии и 50% — по обществознанию.