Этот стандарт предлагается использовать при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников.
Учебник должен показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса
Материалы были представлены сегодня на рабочем совещании координаторов групп по подготовке концепции учебно-методического комплекса по истории России с участием спикера Госдумы Сергея Нарышкина, который также является главой Российского исторического общества.
Согласно пояснительной записке к проекту Концепции, историко-культурный стандарт должен включать «принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, а также перечня «трудных» событий истории, которые вызывают острые дискуссии в обществе».При этом оговаривается, что перечень «трудных» событий составлен с целью включения в методические пособия для учителей дополнительных справочных материалов, «соотносящих наиболее распространенные точки зрения на эти события», передает ИТАР-ТАСС.
Авторы также отмечают, что не предрешают вопроса «о структуре школьного образования (концентрической или линейной)», считая возможным отнести этот вопрос к компетенции самих образовательных учреждений.
Среди задач, которые ставятся перед новым учебно- методическим комплексом, - создание условий для получения выпускниками «прочных знаний по истории России», формирование представлений об основных этапах развития многонационального российского государства и раскрытие «сути исторического процесса как совокупности усилий множества поколений россиян».Учебник также должен «показать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса».При этом авторы подчеркивают, что исходят из того, что «российская история - это история всех территорий, стран и народов, которые входили в состав нашего государства в соответствующие эпохи».
Стандарт предлагается использовать при подготовке текстов соответствующей линейки школьных учебников, в которых, по мнению ученых, необходимо обращать внимание на события и процессы всеобщей истории в части их синхронизации с российскими, применить новый подход к истории российской культуры «как к непрерывному процессу национальной идентичности».Также обращается внимание на необходимость «исключить возможность внутренних противоречий и взаимоисключающих трактовок исторических событий, в том числе имеющих существенное значение для отдельных регионов России».Требованием к учебникам, указывают авторы концепции, должны быть «доступность изложения, образность языка».
Реализация стандарта подразумевает подготовку учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта карт, электронного приложения.Он направлен в том числе на «повышение качества школьного исторического образования», «развитие исследовательских компетенций учащихся» и «формирование единого культурно- исторического пространства РФ».
Напомним, в апреле президент России Владимир Путин поручил кабинету министров к декабрю обеспечить разработку единой концепции курса истории России в школах.
Он указал, что такие учебники должны быть «рассчитаны на разные возрасты, но построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого».