На днях главное следственное управление петербургского ГУ МВД при оперативной поддержке местного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД (УЭБиПК) завершило доследственную проверку по факту незаконной поставки в 2012 году в Россию комплектующих для кислородных самонаводящихся торпед, которые были обнаружены оперативниками на складах ОАО «Адмиралтейские верфи».
На прошлой неделе материалы проверки были переданы в следственную часть следственного управления на транспорте ГУ МВД по СЗФО, которая возбудила уголовное дело по ч. 2 ст. 226.1 УК РФ («Незаконное перемещение через таможенную границу РФ вооружения и военной техники»), пишет «Коммерсантъ».
Напомним, в ходе оперативной проверки, проведенной 10-й оперативно-разыскной частью петербургского УЭБиПКа, была получена информация о том, что, начиная с 2010 года, поставщиком комплектующих для самонаводящихся торпед по контрактам с «Ремвооружением» выступало санкт-петербургское ЗАО «НПО «Барс», гендиректором которого является Владимир Фицнер. В свою очередь «НПО «Барс»« закупало эти самые комплектующие через совместное российско-казахстанское ООО «Арсенал-Машзавод», где соучредителем также является Фицнер, у алма-атинского АО «Машиностроительный завод им. С. М. Кирова».
В ходе доследственной проверки выяснилось, что в научно-производственном объединении «Барс», зарегистрированном в Кронштадте в Доме бытовых услуг, работают всего три человека. При этом уставный капитал НПО составляет 10 тыс. рублей, а основными видами деятельности названы обработка вторсырья, оптовая и розничная торговля.
Впервые «НПО «Барс» ввез в Россию из Казахстана 45 комплектов для модернизации торпед в 2010 году. Получив за них от «Ремвооружения» 25 млн рублей, «Барс» заплатил своим поставщикам 12 млн рублей. Проверка при этом установила, что фирма Фицнера «НПО «Барс» и «Арсенал-Машзавод» не имели лицензий Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, Федеральной службы по оборонному заказу и ФСБ на проведение внешнеторговых операций с товарами военного назначения.
Сам Фицнер ранее заявил, что такая лицензия «в условиях свободного таможенного пространства» его фирме и не требуется.
Проверяющие не исключили, что интересы «Барса» и «Арсенал-Машзавода» мог пролоббировать советник министра обороны Геннадий Сучков, по предложению которого под его руководством для «переосвидетельствования кислородных торпед с последующим сервисным обслуживанием» была создана рабочая группа. В нее вошел и Фицнер, ранее служивший на флоте под командованием Сучкова.
В плотную оперативную разработку поставки комплектующих в Россию (один такой комплект насчитывает более 240 наименований запчастей) попали весной 2012 года, после заключения дополнительного соглашения между Владимиром Фицнером и гендиректором АО «Машиностроительный завод им. С. М. Кирова» Канатом Ускеновым на поставки запчастей к торпедам.
Второй контракт предусматривал поставки более чем на 120 млн рублей (190 комплектов). В июле прошлого года через транспортную компанию ТОО ЕАТ в ЗАО «Грузовой терминал Пулково» была доставлена первая партия из 40 комплектов, за которые «Ремвооружение» заплатило «Барсу» 25 млн рублей (из них поставщикам досталось 9,5 млн рублей).
Вмешательство чекистов и сотрудников УЭБиПКа, которые провели обыски в офисе «Барса» и на складах ОАО «Адмиралтейские верфи», сделку прервало. Все 40 комплектов для торпед были опечатаны.Следствие уже допросило около десятка свидетелей, включая гендиректора «Барса» Владимира Фицнера. Теперь следователи планируют допросить и Геннадия Сучкова. При этом они не исключают, что в деле появится и ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство»).
К этому делу проявила интерес и военная прокуратура. По словам источника газеты в правоохранительных органах, если экспертиза установит, что Министерству обороны был причинен ущерб, а в действиях Геннадия Сучкова будут выявлены какие-либо нарушения закона, то дело может быть передано в главное военное следственное управление Следственного комитета России.