«Разговоры о столкновении интересов арктических государств, арктических и неарктических государств, третьей мировой войне, битве за ресурсы и континентальный шельф - все эти апокалиптические сценарии не соответствуют действительности», - отметил Васильев.
Его мнение разделил замглавы норвежского МИД Тургейр Ларсен, заявивший корреспонденту агентства, что миф о гонке за арктическими ресурсами и растущей напряженности в регионе должен быть развенчан.
«Вероятность военного конфликта в Арктике значительно ниже, чем в большинстве других регионов земного шара», - подчеркнул Ларсен на конференции, организованной в Осло журналом «Экономист».
«В Арктике нечего делить. 95-97% обнаруженных там ресурсов находятся в исключительных экономических зонах арктических стран, - отметил Васильев в ходе панельной дискуссии, в которой также принимали участие действующий председатель Арктического совета представитель Швеции Густаф Линд и посол ЕС в Норвегии Янош Херман. - «Правила игры» на континентальном шельфе предельно ясны и им следуют все арктические государства.
Существует обширный правовой фундамент для разрешения спорных ситуаций в регионе. При этом ключевой элемент текущего положения вещей в Арктике - растущее сотрудничество стран в различных форматах».
По словам высокопоставленного дипломата, ситуация в высоких широтах стабильна и прогнозируема. «Россия не видит в регионе неразрешимых противоречий, - указал Васильев. - Существует ряд вопросов, которые нуждаются в решении, однако их становится все меньше - на них находят ответы. России и Норвегия ратифицировали соглашение о разграничении морских территорий в Баренцевом море, Канада и Дания достигли принципиальной договоренности о делимитации границы в море Линкольна».
«Основные региональные вызовы лежат вне сферы геополитики, - отметил дипломат. - Это изменение климата и необходимость адаптироваться к меняющимся природным условиям, защита хрупких полярных экосистем, социальные вопросы и вопросы здравоохранения, работа с коренным населением и так далее.»
Участники дискуссии, а также присоединившийся к обсуждению контр-адмирал ВМС США Джонатан Уайт, указали на необоснованность заявлений о милитаризации Арктики.
Проявляя подчеркнутое единодушие, представители арктических государств выделили общие причины увеличения военного присутствия в регионе, среди которых: необходимость охраны морских границ, ставших более «открытыми» в результате масштабного таяния арктических льдов, обеспечение безопасности в регионе, где наблюдается рост судоходства, а также поддержание готовности к реагированию на ЧП и проведению поисково-спасательных операций.
В ходе дебатов была также отмечена растущую роль Арктического совета, членами которого являются 8 арктических стран (это Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция). В феврале в Тромсё было подписано соглашение об учреждении в этом норвежском городе постоянного секретариата совета. В ближайшем будущем совет должен получить собственный бюджет для финансирования международных проектов. В 2011 году государства-члены Совета заключили юридически обязывающее соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и осуществлении спасательных операций в Арктике. Уже в мае в шведской Кируне должен быть подписан еще один ключевой документ - соглашение о сотрудничестве в сфере устранения последствий потенциальных разливов нефти.
«Я не могу согласиться с тем, что в вопросе о будущем Арктики много неопределенности, мне оно представляется вполне ясным, - заявил Васильев. - Будущее Арктики - это устойчивое экономическое развитие региона, широкое международное сотрудничество и сильный Арктический совет».
По словам дипломата, представляющего Россию в организации, данная структура, созданная в 1996 году как межправительственный форм для обмена мнениями между «арктическими игроками» и расширения сотрудничества между ними, должна в будущем получить статус международной организации, что позволит решать стоящие перед совет вопросы с большей эффективностью, передает ИТАР-ТАСС.