Главной задачей в проекте, который планируется представить в марте, выделяется предотвращение массовой скупки российских активов иностранными компаниями в случае падения цен на нефть и модернизация экономики.
Отдельные его главы посвящены реформе госаппарата, политике управления госсобственностью, реформированию денежно-кредитной политики и финансовой сферы и повышению роли государственных инвестиций, отмечает издание.
В частности, ученые предлагают ограничивать свободное трансграничное перемещение спекулятивных капиталов (ввести разновидность налога Тобина, то есть налога на операции с иностранной валютой).
Другое предложение – разделить банки на коммерческие банки и инвестиционные, в предельном варианте жестко разграничить расчетную и посредническую функции, ввести стопроцентное резервирование депозитов в организациях, осуществляющих платежи. Взамен жестких ограничений кредитные организации получат доступ к рефинансированию в ЦБ на 3–7 лет в соответствии с производственным циклом заемщиков, пишет Forbes.
Они подразумевают инвестиции государства в построенные мощности для превращения их в коммерчески привлекательные объекты с последующей продажей частным инвесторам. В свою очередь, на вырученные средства строятся новые объекты стратегического назначения.
#{intervieweco}Еще одно предложение касается перераспределения природной ренты и изменения способа ее изъятия – от налогового механизма к коммерческому. Неналоговым механизмом, как известно, является изъятие ренты на основе соглашений о разделе продукции.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, ранее президент России Владимир Путин поручил президенту РАН Юрию Осипову подготовить доклад «О комплексе мер по обеспечению устойчивого развития России в условиях глобальной нестабильности».
В администрации президента эту работу координирует советник президента академик РАН экономист Сергей Глазьев, а рабочую группу возглавил вице-президент РАН и член совета директоров Роснефти Александр Некипелов.
Глазьев написал президенту послание, где вынес суровый вердикт - в рамках нынешнего курса программные указы Путина от 7 мая 2012 года (главным образом, о социальных обязательствах государства) не выполнимы.
Главная причина - зависимость российской экономики от иностранных денег. Кроме того, предупредил Глазьев, в условиях наращивания эмиссии мировых валют возникает угроза поглощения российских активов иностранным фиктивным капиталом.Денежные власти США, ЕС, Японии и Великобритании «в качестве стержневого направления антикризисной политики рефинансируют свои банки под отрицательные процентные ставки в реальном выражении», пишет он, а эмитированные за последние два года 1,5 трлн долларов, 1,2 трлн евро и «сравнимые суммы в иенах и фунтах стерлингов» направляются на кредитование долговых пирамид и используются для скупки реальных активов по всему миру.
А иностранных заемщиков эти банки загоняют в долговые ловушки, продолжает Глазьев, «с целью последующего присвоения реальных активов и принуждения к политическому подчинению».
Глазьев такую политику называет легализованной агрессией и считает, что в условиях кризиса она перерастет в финансовую войну за обладание реальными ресурсами. И Россия эту войну проиграет, прогнозирует экономист.
В рамках нынешней экономической модели «зависимость предложения денег от зарубежных источников предопределяет зависимость финансового рынка от иностранных инвесторов, недостаток внутренних источников долгосрочного кредита, маломощность и неконкурентоспособность банковского сектора, влечет сырьевую ориентацию экономики и упадок внутренней обрабатывающей промышленности», объясняет президенту Глазьев.
Главный тезис Глазьева нашел отражение в декабрьском послании парламенту. В нем президент заявил, что его не устраивает ситуация, когда российский бюджет, социальная сфера фактически находятся в заложниках финансовых и сырьевых рынков других стран.
Остальные тезисы, попавшие в СМИ, вызвали широкий резонанс. Глава «Роснано» Анатолий Чубайс в пятницу написал в своем блоге: «Человек, который всерьез утверждает, что денежная эмиссия в США и Европе осуществляется с целью захвата по дешевке российских активов, если он здоров, может быть кем угодно, только не экономистом».
Фетисов не согласен с тем, что предложения РАН ведут к экономической изоляции: «Экономическая изоляция – это путь в никуда. Россия вступила в ВТО, какая изоляция?!» Речь идет о защите национальных интересов в условиях глобального кризиса, подчеркнул он.