По сведениям «Коммерсанта», тендеры на исследования с кодовыми обозначениями «Шторм-12», «Монитор-3» и «Диспут» были проведены в январе-феврале 2012 года.
Как следует из текстов трех конкурсных заданий, имеющихся в распоряжении издания, государственный заказчик – ФКУ «Войсковая часть № 54939» – запросил разработать программы для «исследования методов разведки интернет-центров и региональных сегментов социальных сетей» (шифр «Диспут») на 4,41 млн рублей, «исследования методов негласного управления в интернете» (шифр «Монитор-3») на 4,99 млн рублей, а также провести научно-исследовательскую работу по разработке «средств продвижения специальной информации в социальных сетях» (шифр «Шторм-12») на 22,8 млн рублей.
По данным «Коммерсанта», засекретить все три конкурса позволило то, что основанием для их проведения стало закрытое постановление правительства № 1116-36 от 23 декабря 2011 года о распределении средств гособоронзаказа на 2012 год. Ожидается, что системы «Монитор-3» и «Диспут» будут готовы уже в 2012 году, а «Шторм-12» – в 2013 году.
Источники газеты в спецслужбах утверждают, что воинская часть № 54939, командир которой Александр Бычков выступил заказчиком по всем трем тендерам, входит в систему СВР. Непосредственным исполнителем по всем трем конкурсам стала компания «Итеранет».
Собеседники «Коммерсанта» в российских спецслужбах не исключают, что после того как СВР получит в свое распоряжение программы «Шторм-12», «Монитор-3» и «Диспут», они могут применяться для воздействия как на внешнюю аудиторию, так и на внутреннюю.
«После того как разработка завершится, начнутся предварительные испытания, которые должны будут доказать эффективность системы», – пояснил один из источников издания. На вопрос о том, на каких именно странах эти разработки будут опробованы, собеседник «Коммерсанта» ответил уклончиво: «На первом этапе это могут быть страны Восточной Европы, входившие в состав Советского Союза».
«Интернет давно привлекает внимание спецслужб, и, естественно, не только российских, – говорит другой собеседник газеты. – Напомню, что Россия предлагала на законодательной основе – под эгидой ООН – запретить государствам использовать интернет для «подрыва политической, экономической и социальной систем других государств», а также для «манипулирования информационными потоками в информационном пространстве других государств, включая дезинформацию». Однако наши партнеры, прежде всего западные, не сочли необходимым прислушиваться к нам».