«К нашему большому огорчению, наблюдаются элементы шантажа. Нам говорят, что если вы не дадите согласия на принятие резолюции (СБ ООН) по главе 7 Устава ООН, то мы откажемся продлевать мандат миссии наблюдателей (в Сирии)», – цитирует РИА «Новости» Лаврова, который выступил на пресс-конференции по вопросам сирийского урегулирования в связи с предстоящими переговорами со спецпосланником ООН по Сирии Кофи Аннаном.
Министр считает, что ситуацию в Сирии пытаются подвести под статью Устава ООН, открывающую путь к военной операции
Министр подчеркнул, что в Москве считают такой подход «абсолютно контрпродуктивным и опасным, потому что использовать наблюдателей в качестве разменной монеты недопустимо».
Сейчас у сирийской оппозиции нет единого переговорщика, отметил Лавров. По его словам, Москва надеется, что он появится. Донести до сирийской оппозиции необходимость отказаться от радикальных требований пока не удается, продолжил Лавров.
«Пока нам не удается донести до них (сирийской оппозиции) необходимость отказаться от радикальных требований. Они продолжают говорить о том, что идет революция», – сказал Лавров.
«Но это не то, что требуется всем нам для успокоения ситуации, для прекращения кровопролития, для спасения жизней людей и содействия началу внутрисирийского диалога о будущем этой очень важной для региона страны», – добавил министр.
Однако Москва, по словам Лаврова, поддержит любое решение сирийского народа по поводу руководства страны.
«Мы примем любое решение сирийского народа относительно того, кто будет руководить Сирией, лишь бы это решение исходило от самих сирийцев», – сказал Лавров.
Министр вновь отметил, что Россия выступает не за поддержку президента Сирии Башара Асада, а за мирное урегулирование ситуации в этой стране.
«Звучат заявления о том, что ключ к сирийскому урегулированию находится в Москве. Причем нам объясняют, когда мы задаем вопрос, что имеется в виду, что мы (Россия) должны убедить Асада уйти в отставку добровольно. Это просто нереалистично», – сказал Лавров.
По словам министра, этот вопрос не касается пристрастий, симпатий или антипатий Москвы. «Он не уйдет не потому, что мы его защищаем, а потому, что за ним весьма и весьма значительная часть населения страны», – сказал Лавров.
Сейчас вместо разговоров «про ключ» надо выполнять женевские договоренности, добавил он. В связи с этим Лавров подчеркнул, что Москва не пропустит в СБ ООН резолюцию по Сирии, которая не основывается на женевских договоренностях.
«Мы не сможем пропустить резолюцию Совета Безопасности, которая не будет основываться на женевских договоренностях. Мы не для того провели там (в Женеве) полдня и полночи, добивались согласия по конкретной формулировке, чтобы все это пустить коту под хвост и вернуться к той идее, с которой западные страны приехали в Женеву», – сказал Лавров.
По словам главы МИД РФ, в Женеве был достигнут компромисс между двумя подходами, и этот компромисс отражен в российском проекте резолюции.
Министр считает, что ситуацию в Сирии пытаются подвести под статью Устава ООН, открывающую путь к военной операции.
«Прежде чем призывать к задействованию принудительных мер, надо выполнить то, о чем договаривались за рамками главы 7, то есть то, о чем договорились в резолюции 2042 и 2043 – влиять на все стороны, а не исходить только из односторонних требований к правительству», – сказал Лавров.
Он добавил, что «некорректно вешать всех собак на Россию и Китай, не говоря об угрозах, что они за это заплатят – считаю это не только за гранью дипломатии, но и за гранью воспитанности».
Несмотря на все противоречия, Москва не считает безвыходной ситуацию с обсуждением сирийского урегулирования в СБ ООН. «Я бы пока не называл ее патовой. Мы все-таки не оставляем надежд договориться в рамках того, о чем условились в Женеве, в рамках того, что записано в женевском коммюнике», – сказал Лавров.
Говоря непосредственно о конфликте в Сирии, Лавров отметил, что он приобретает межконфессиональное измерение, а в стране активизировалась «Аль-Каида*».
Наблюдателям ООН в Сирии надо поручить составить план одновременного вывода сил властями и оппозиции по каждому из городов, также отметил Лавров.
«Возможно только одновременное прекращение огня, за которым должен последовать одновременный вывод сил – и правительственных, и боевых отрядов оппозиции из всех населенных пунктов», – сказал Лавров.
По словам министра, для этого необходимо поручить наблюдателям ООН «согласовать конкретный план по каждому городу, по каждому населенному пункту, где идет вооруженное противостояние». Лавров напомнил, что соответствующее положение Москва сформулировала в своем проекте резолюции по Сирии, который был представлен на прошлой неделе в СБ ООН.
По словам министра, Москву устроит техническое продление мандата наблюдателей ООН в Сирии.
Лавров также сообщил, что Россия готова при необходимости оказать содействие беженцам из Сирии. «Если такая потребность возникнет, я убежден, что мы такое содействие можем оказать», – сказал министр.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ