Привилегии останутся лишь у оперативных служб. Эксперты поддерживают эти меры и призывают МВД разобраться со спецталонами-«непроверяйками».
На дороге такие машины фактически относились к касте неприкасаемых из-за своей «боевой раскраски
Владимир Колокольцев подписал приказ еще 19 июня этого года. Сейчас в Москве и в регионах началась масштабная проверка служебного автотранспорта, имеющего «цветографическую схему оперативных служб», пишут «Известия».
Обычно такие машины не имеют спецсигналов, однако на дороге они фактически относились к касте неприкасаемых из-за своей «боевой раскраски». На этих автомобилях часто передвигались тыловики, кадровики, экономисты, психологи и другие сотрудники неоперативных служб МВД. При этом, несмотря на надпись «полиция» на борту машины, сами они даже не являлись сотрудниками полиции. После реформы МВД они имеют статус военнослужащих внутренней службы.
Деятельность таких сотрудников не имеет прямого отношения к оперативной работе, поэтому Колокольцев распорядился лишить их служебные автомобили полицейской спецокраски или передать сами машины в патрульно-постовую, дорожно-патрульную службы, угрозыск или другие «боевые» подразделения.
По предварительным оценкам МВД, число «раскрашенных» автомобилей может сократиться в Москве чуть ли не вдвое, а в целом по стране - от четверти до трети.
Приказ Владимира Колокольцева появился вслед за президентским указом, который сократил число мигалок для силовых и властных структур до 569 по России. По нему у МВД осталось лишь 100 спецсигналов.
«В соответствии с указом президента о сокращении количества спецсигналов министр внутренних дел издал приказ, согласно которому, помимо сокращения мигалок вводится запрет на использование автомобилей, имеющих цветографическую схему оперативных служб в неполицейских подразделениях МВД», - подтвердили в пресс-центре министерства.Эксперты по-разному отнеслись к инициативам МВД. Координатор Федерации автомобилистов России (ФАР) Андрей Орел считает, что приказ Владимира Колокольцева является скорее популистской мерой, которая не даст никакого эффекта.
«Пока на дороге не будут все равны, толку от такого приказа не будет, - заявил активист ФАР. - Мы часто проводим рейды в Москве на Кутузовском проспекте. Большая часть из тех, кто несется по разделительной полосе, не имеет никаких цветографических схем на бортах».
По его словам, чаще всего инспектору показывает некое удостоверение или спецталон, запрещающий досмотр автомобиля, даже не водитель машины-нарушителя, а пассажир с заднего сиденья. После этого инспектор ДПС отпускает автомобиль.
Представитель сообщества «Синие ведерки» Петр Шкуматов, в свою очередь, считает сокращение числа «раскрашенных» автомобилей с надписью «полиция» победой здравого смысла.
«Мне также непонятно, куда может торопиться экономист с погонами МВД», - говорит он.
При этом Шкуматов поддерживает коллегу из ФАР и призывает Владимира Колокольцева навести порядок с блатными машинами, которые ездят со спецталонами-«непроверяйками».
«Я не слышал о серьезных инцидентах на дороге с «раскрашенными» машинами. Зато, по нашим прикидкам, только в Москве ездит порядка 30 тыс. блатных машин», - поясняет представитель «Синих ведерок».
#{crime}По его словам, примерно треть этих машин имеет спецталоны без права досмотра. Как правило, такой документ, делающий автомобиль и его пассажиров неприкасаемыми, выдается лишь оперативникам МВД, находящимся на задании, или сотрудникам полиции, обеспечивающим безопасность взятого под госзащиту лица.
«Чаще всего оперативники стараются не светиться и лишний раз не показывать свой спецталон, чтобы не раскрываться. И ездят они преимущественно на недорогих иномарках или вообще «Жигулях», - поясняет Шкуматов. - Между тем на том же Кутузовском соотношение настоящего оперативника и оперативника на Bentley в лучшем случае один к десяти».
Он отмечает, что раньше на черном рынке цена спецталона составляла 15–20 тыc. Долларов. Потом из-за усиления контроля сумма увеличилась до 1 млн рублей, а в этом году достигла 2 млн. При этом общий объем рынка незаконной выдачи спецталонов он оценивает почти 1 млрд долларов.
Член комиссии при главе МВД по дальнейшему реформированию ведомства генерал-лейтенант в отставке Александр Гуров заявил, что Владимир Колокольцев сделал серьезный шаг, который можно назвать политическим.
«В МВД огромное количество машин, которые использовались не по оперативному назначению, появилось лет 10 назад», - говорит Гуров. По его глубокому убеждению, символика и мигалки никак не положены кадровикам, тыловикам или экономистам, а лишь оперативным спецмашинам.
«Министр - молодец! Подал пример всем остальным ведомствам. Это еще ведь и вопрос престижа самого МВД. Надо уходить от этой дикости с мигалками», - отмечает Александр Гуров. По его словам, Колокольцев назвал вопрос престижа и репутации МВД одним из важнейших и попросил членов комиссии по реформированию представить в кратчайшие сроки свои соображения.