Правительство Афганистана провело заседание под председательством президента страны Хамида Карзая, посвященное состоянию афганских военно-воздушных сил. На заседании была распространена информация о плачевном состоянии ВВС Афганистана.
#{weapon}Сообщалось, что лишь небольшое количество из номинально крупного парка вертолетов Ми-8/Ми-17 находятся в пригодном к полетам состоянии. Однако наибольший резонанс имели сведения о том, что все 15 военно-транспортных самолетов Alenia C-27A (G.222), поставленных Афганистану американцами, к настоящему времени непригодны к эксплуатации, причем машины находятся в отстое уже несколько месяцев. Таким образом, ВВС Афганистана полностью лишены транспортных возможностей, пишет блог bmpd, посвященный военной тематике, со ссылкой на польский сайт Altair.
Контракт на поставку новым ВВС Афганистана 18 самолетов Alenia G.222 из наличия ВВС Италии под американским обозначением С-27А был выдан со стороны ВВС США итальянской компании Alenia Aeronautica в сентябре 2008 года. Стоимость контракта, финансируемого американцами же, составляла 287 млн долларов. В сентябре 2010 года он был дополнен контрактом на поставку еще двух самолетов G.222 на сумму 30 млн долларов.
Самолеты G.222 1977-1985 годов постройки, снятые с вооружения ВВС Италии в связи с их заменой на C-27J, проходят капитальный ремонт и модернизацию на предприятии Alenia Aeronautica в Каподичино близ Неаполя, после чего передаются ВВС США, которые поставляют их новым ВВС Афганистана. Субподрядчиком по сервисному обслуживанию этих самолетов в афганских ВВС первоначально (до апреля 2012 года) выступала американская корпорация L-3 Communications (являющаяся подрядчиком по поставке и обслуживанию самолетов С-27А и C-27J в ВВС и армии США). Обучение афганского летного и технического состава осуществляется американцами.
Поставка самолетов в ВВС Афганистана была начата в сентябре 2009 года, а первый «оперативный» полет афганского С-27А в Афганистане еще со смешанным американо-афганским экипажем был выполнен 24 марта 2010 года. К настоящему времени ВВС Афганистана получили 15 самолетов, два из которых оборудованы модулями для VIP-перевозок.
Однако, как был сообщено по итогам заседания афганского правительства, сейчас все эти машины не способны совершать полеты из-за плохого технического состояния и острой нехватки запчастей (выпуск многих запчастей давно прекращен). По некоторым сообщениям, существуют проблемы и с ресурсом планера этих старых машин.
По сообщениям западной специализированной прессы, с самого начала эксплуатация С-27А в ВВС Афганистана сталкивалась со значительными проблемами, в том числе из-за нехватки квалифицированного обслуживания, и их боеготовность была невысока. В декабре 2011 года весь парк афганских С-27А был признан негодным к полетам. Позднее несколько машин получили разрешение на полеты, однако в марте 2012 года весь парк снова был обездвижен, и находится в таком состоянии до настоящего времени. Таким образом, более чем 300-миллионная программа находится фактически на грани провала.
Представительница 438-го экспедиционного авиакрыла ВВС США капитан Агнета Мурман обвинила Alenia Aeronautica и нанятого ею подрядчика ( то есть L-3 Communications) в том, что часть их работы «не отвечала контрактным спецификациям». Американский военный источник сообщил газете The Wall Street Journal, что «большая часть наземного оборудования является неисправной, или не того типа, или некомплектной», а также, что документация до сих пор неполна и что отсутствует кислородное заправочное оборудование.
30 марта ВВС США заключили c Alenia Aeronautica и с новым неназываемым подрядчиком новый двухлетний контракт стоимостью 107,7 млн долларов на восстановление летной годности хотя бы части афганских С-27А и их сервисное обслуживание. Сообщается также, что темпы обучения афганского летного и наземного состава весьма низки, в том числе из-за проблем с безопасностью, связанных с рядом вооруженных нападений афганцев на американский инструкторский состав. В учебном центре в Кабуле инструкторы ВВС США сейчас вынуждены надевать бронежилеты, иметь при себе винтовки и ставить вооруженных часовых во время занятий с афганскими обучаемыми офицерами.